Как выбрать портативное пусковое устройство для АКБ

Автомобиль сам способен вырабатывать электроэнергию для собственных нужд и вверенных ему пассажиров. Но только если у него уже работает двигатель. Для запуска мотора потребуется аккумуляторная батарея, при отказе которой современный ДВС, тем более с автоматической коробкой передач, пустить затруднительно или вообще невозможно.

Проблема легко решается при наличии донора электроэнергии, но проще позаботиться о спасении из подобных ситуаций самостоятельно. Не всегда можно надеяться на постороннюю помощь.

Зачем водителям пуско-зарядное устройство

Даже если аккумулятор исправен, он может утратить свой заряд по самым разным причинам, а для их устранения надо как минимум доехать до места ремонта. Необходим внешний источник энергии.

Маломощные устройства для зарядки аккумуляторов известны давно, но для оперативного использования они мало пригодны. Слишком много времени потребуется для зарядки батареи до состояния, способного провернуть двигатель стартером, особенно зимой. Да и электросеть есть не везде в удобной досягаемости.

Более серьёзные устройства располагают мощным трансформатором или инвертором, их уже можно считать пуско-зарядными, где выходной ток вполне достаточен не только для медленной зарядки батареи, но и устроит потребности стартера. Обычно это массивная стационарная техника, которой располагают хорошо оборудованные СТО.

Гораздо проще применить устройство, подобное широко известным для обладателей гаджетов пауэр-банкам. Компактный, но мощный аккумулятор, сделанный по самой современной литий-ионной технологии, которые может и подзарядить штатную АКБ, и двигатель запустить.

Достаточно снабдить его парой толстых медных проводов-прикуривателей с зажимами типа «крокодил». Заряжать можно не только автомобильные аккумуляторы, а питать тем более что угодно, например, встроенный фонарик или преобразователь на 220 Вольт.

Устройство бустера

Обычно это устройство в компактном пластиковом корпусе, небольшой массы и габаритов.

В состав могут входить:

  • Батарея из трёх или четырёх базовых ячеек литиевого типа, в зависимости от особенностей технологии развивающих от 3,2 до 3,8 Вольт каждая, в последовательном соединении для получения выходного напряжения заведомо превышающего 12 Вольт даже под нагрузкой;
  • Выходные силовые разъёмы или провода для подключения к разряженному аккумулятору машины;
  • Входной разъём для зарядки прибора от внешнего адаптера;
  • Конденсаторы большой ёмкости (суперконденсаторы), способные отдавать большой пиковый разрядный ток для кратковременного включения стартера;
  • Различные преобразователи напряжения инверторного типа;
  • Разъёмы питания типа USB, сеть 220 Вольт переменного тока и прочие;
  • Дополнительные устройства, например, беспроводную зарядку телефона, информативный собственный дисплей, фонарь, что угодно, вплоть до компаса.

Бустер может принимать энергию от сети или другого аккумулятора, хранить её, а потом отдавать при запуске двигателя. В зависимости от типа накопителя характеристики и предполагаемое назначение прибора могут сильно различаться.

Виды приборов

Перед приобретением следует чётко представлять себе, в каких случаях бустер вероятнее всего понадобится и в зависимости от этого отдавать предпочтение одному из вариантов исполнения.

Аккумуляторные

Самые распространённые бустеры имеют в составе литиевый накопитель. Это аккумулятор, который широко используется в телефонах, ноутбуках или на электротранспорте индивидуального пользования.

При скромных габаритах и массе он может иметь значительную ёмкость, а главное – быстро отдавать разряд, стартерный ток способен достигать десятков численных значений ёмкости аккумулятора. На это способны лишь специальные стартерные батареи, тяговые свинцовые в таком режиме быстро придут в негодность.

У лития есть и другие достоинства. Одно из них – низкий саморазряд. Бустер может долго лежать в багажнике в заряженном состоянии, а когда потребуется через месяцы ожидания выдать необходимый для запуска ток.

Но не стоит надеяться на литиевый накопитель при низких температурах. В таких условиях его придётся хранить в тепле, ниже нуля литий-ионные батареи не работают.

Конденсаторные

Суперконденсатор обладает худшими удельными характеристиками по хранению электрического заряда. Но при этом он способен мгновенно его отдавать, что часто важнее. И получать примерно теми же темпами. Ни один аккумулятор так не сможет.

Суть работы конденсатора лучше всего отражает запуск двигателя в условиях, когда родной аккумулятор ещё способен отдавать какой-то ток, но провернуть стартер уже не в состоянии. Будет достаточно подключить к нему конденсаторный бустер, не пользуясь внешней сетью или иными источниками, выждать пару минут и повторит попытку пуска, не отключая суперконденсатор.

Если мотор нормально отрегулирован, то он легко запустится, ток трогания с места стартера будет примерно в сто раз большим, чем от полумёртвого аккумулятора.

Но хранят энергию конденсаторы очень плохо, саморазряд идёт в десятки раз быстрее, чем у аккумуляторов, а ёмкость невелика, если попытка пуска не удалась, бустер придётся снова заряжать. Но на морозе лучше проделать это несколько раз и получить результат, чем лишний раз убедиться, что литий-ионная техника пока в холода не справляется.

Импульсные

Это эффективные ПЗУ с точки зрения массогабаритов при заданной выходной мощности, имеют развитый функционал благодаря, как правило, микропроцессорному управлению, но требуют наличия бытовой сети переменного тока.

Не всегда такое возможно, хотя при наличии электрифицированного гаража или парковки вблизи дома пользоваться мощным и удобным источником комфортно и надёжно, а особенно полезен он для профессионального применения на СТО.

Трансформаторные

Принципиально это то же самое, но категорически уступают импульсным преобразователям по показателям массы и габаритов. Огромные низкочастотные трансформаторы сводят на нет единственное преимущество в виде низкой цены.

Можно ещё упомянуть про надёжность, поскольку ломаться там нечему, и стойкость к перегрузкам. В настоящее время практически не встречаются, поскольку содержат много лишнего железа и толстого медного провода, что бесперспективно.

На что обращать внимание при выборе ПЗУ

В первую очередь надо помнить, что дешёвые устройства с рекордными заявленным показателями будут работать плохо, проживут недолго, а если в них имеются литиевые батареи, то они ещё и опасны. При низкой цене качество обеспечить нереально.

Ток

Чем больше максимальный ток, тем лучше, но при этом растёт и цена. Для легковых автомобилей достаточно 300 Ампер номинала, если двигатель дизельный, то до 500.

Емкость

Ёмкость принято указывать в ампер-часах, хотя при этом не учитывается номинальное напряжение. Но разница между 12 и 16 Вольтами не принципиальна, поэтому можно указать разумное значение в 10 А*ч. Понимая, что запас никак не повредит.

Напряжение

Если получится узнать, сколько элементов (банок) в накопителе бустера соединено последовательно, то лучше предпочесть вариант на 4 банки. 3 элемента дадут меньше напряжения, хотя работать всё равно будут. Это скажется на интенсивности вращения, а значит и времени запуска в холодное время года. Может и не хватить совсем немного.

Переходники

Использование прибора в качестве пауэр-банка подразумевает наличие развитой коммуникации в виде различных разъёмов прикуривателя, USB разных типов и прочего. Но не стоит этим увлекаться в ущерб главным параметрам – мощности и качеству.

Ресурс

Прибор от известного производителя прослужит никак не менее 5-6 лет. Дешёвый ноунейм может не прожить и полугода. Лучше провести анализ рынка и цен на момент покупки. В сети достаточно полезной информации и содержательных отзывов.

Как запускать двигатель с помощью бустера

Никаких особенностей нет. Зажимы прибора подключаются согласно полярности к аккумулятору, делается небольшая выдержка и включается стартер.

Единственное правило – долго вращать бесполезно для запуска и вредно для оборудования. Некоторые бустеры могут отключиться автоматически, а прочие резко потерять ресурс от долгой ненужной прокрутки.

Если мотор не запускается 3-4 секунды – дело в нём, а не в аккумуляторе.

Ссылка на основную публикацию