Для чего нужны сальники в двигателе и чем отличаются от манжеты

В общем случае и сальник, и манжета служат для герметизации закрытых полостей, когда из них приходится выводить вал или шток, находящиеся в движении.

Картер (полость) может быть заполнен маслом, смазкой или иной газообразной, паровой или жидкостной средой, а снаружи находится либо иная зона агрегата, либо внешняя среда, часто загрязнённая и влажная.

Имеется также перепад давления, достигающий значительной и непредсказуемой величины.

Самый невероятный по сложности пример – дейдвудный сальник подводной лодки, уплотняющий вал гребного винта и работающий под огромным давлением на большой глубине.

Чем сальник отличается от манжеты

Существует два обобщённых варианта выхода вала или штока – когда деталь совершает возвратно-поступательные движения, или вращательные. Есть и типовые применения – поршни и штоки гидравлических механизмов, а также валы двигателей и агрегатов трансмиссии в автомобилях.

Если рассмотреть задний сальник коленчатого вала автомобильного мотора, то основная его задача – предотвратить прохождение моторного масла в полость картера коробки передач. Там может располагаться сцепление механической коробки, не терпящее появления даже небольшого количества масла, или полость гидротрансформатора, некритичного к утечкам, но расход масла всё равно недопустим.

Манжеты работают несколько иначе. При уплотнении гидравлических штоков предотвратить утечки можно только если упругий материал манжеты подвергается давлению рабочей жидкости. Чем оно выше, тем плотнее зажимается манжета, выдерживая высокие давления. В армировании манжета не нуждается.

Сальник наоборот, представляет собой более сложную конструкцию. Он не должен деформироваться, а самоподжатие вызывает дополнительный износ. Реально оно существует, но в небольших пределах.

При значительном давлении сальник сильно усложняется. К коленчатому валу это не относится, давление там небольшое, но и оно работает на самоподжатие. Основной же прижим рабочей кромки осуществляется кольцевой витой пружиной.

Можно свести базовые отличия манжеты и сальника, в последнем может присутствовать:

  • армирование материала между наружной поверхностью и кольцевой рабочей кромкой;
  • наличие нескольких кромок, в том числе внешних пылезащитных;
  • рабочая зона уплотняется стальной пружиной;
  • материалы самые разнообразные, от пластиков до сортов натуральной и синтетической резины;
  • наборная (кассетная) конструкция, когда кромка и поверхность, по которой она работает, входят в состав сальника.

Манжеты сконструированы проще, но форма сечения их подбирается очень тщательно, как и эластичный материал.

Сферы применения

В автомобилях сальники служат не только для герметизации картеров моторов:

  • в коробках передач уплотняются входные, выходные валы и штоки;
  • раздаточные коробки содержат по сальнику на каждом из входов и выходов;
  • ведущие мосты герметизируются по хвостовику и полуосям;
  • ступицы и прочие подобные узлы также защищены сальниковыми уплотнениями, предохраняющими консистентную смазку;
  • применяются закрытые подшипники с резинометаллическими шайбами;
  • помпа системы охлаждения закрыта весьма сложным и ответственным наборным сальником.

Во все узлы трения скольжения или качения необходимо закрыть доступ внешней среды, чтобы сохранить наличие и чистоту смазки. Примерно тем же занимаются и манжеты, но чаще это касается именно гидравлики.

Например, амортизаторы, штоки управления агрегатами, узлы рулевой и тормозной систем.

Как выбрать коренной сальник ДВС

Проще всего применять оригинальные детали. Их номер для заказа можно найти в каталоге запчастей конкретного автомобиля. Но после приобретения приходится заметить, что в оригинальной упаковке находится деталь с маркировкой одной из популярных фирм-изготовителей комплектующих.

Можно существенно сэкономить, не проиграв при этом в качестве, если приобрести данное изделие в упаковке производителя.

Качество изготовления резинотехнических армированных изделий не отличается постоянством. Фирмы меняют технологии, не всегда в лучшую сторону, запускают новые линейки товаров, размещают производства в странах с более выгодными экономическими условиями.

Тем не менее, некоторым товарам можно доверять всегда. Не располагая их в порядке потребительского рейтинга, поскольку объективно его провести нереально. Придётся либо переплачивать, либо тратить время на долгую поставку непопулярного изделия.

Например, многие азиатские производители автомобилей устанавливают на конвейере изделия фирм Nok и Kos. Их же продают в качестве оригинала. Это не означает, что данный выбор наилучший, но их можно покупать, обойдутся недорого и свой срок отработают.

Популярны и надёжны сальники Corteco, Victor Reinz, Elring. Есть несколько торговых марок, занимающихся упаковкой дешёвых азиатских товаров, но за счёт контроля качества вполне надёжных.

Долгим сроком службы не отличаются, но относятся к эконом-варианту. Примерно те же изделия можно приобрести и под маркой непосредственного производителя, но тут трудно говорить о стабильности качества. Иногда служат не хуже фирменных, иногда текут сразу.

Достаточно точным критерием может служить цена. Дешёвое хорошим бывает крайне редко. И обратная ситуация – непомерная стоимость часто говорит не о качестве, а о малом объёме выпуска.

Поэтому всегда стоит сравнивать товары одного типоразмера и допуска, но от разных известных фирм. Выбор здесь есть почти всегда и он достаточно широк. Исключение – редкие и дорогие автомобили.

Как заменить сальники коленвала между коробкой и двигателем

Данный сальник часто называют коренным, хотя непонятно за что, видимо из уважения к трудоёмкости замены.

Для доступа к сальнику придётся в соответствии с технологической инструкцией конкретного автомобиля снять коробку передач и сцепление, если оно есть. Откроется доступ к маховику двигателя, который также надо демонтировать. Масло сливать не надо, сальник стоит выше его уровня.

Старый сальник легко поддевается отвёрткой, в сложных случаях в него можно вкрутить саморез, за него и выдернуть. Новый лучше промазать снаружи герметиком, кромку покрыть консистентной смазкой. Аккуратно надеть его на вал, не повредив кромку и не потеряв поджимающую пружинку. Допрессовать до места можно оправкой или старым сальником.

Иногда конструкция допускает незначительное смещение кромки вдоль вала, чтобы она могла работать по неизношенной поверхности.

Но если это невозможно, а канавка слишком велика, при капитальном ремонте приходится напылять металл на шейку вала и прошлифовывать. Иначе новый сальник потечёт не меньше старого.

Ссылка на основную публикацию