Причины попадания антифриза в масло двигателя и можно ли так ездить

В четырёхтактном двигателе внутреннего сгорания (ДВС), который установлен практически во всех легковых и грузовых автомобилях, в большом количестве присутствуют две рабочих жидкости – моторное масло и антифриз. Они категорически несовместимы между собой, имея лишь одну общую функцию охлаждения. Но в результате появления неисправностей не исключено их смешивание, что очень быстро приводит к выходу мотора из строя.

Проблему надо заметить сразу, остановить двигатель и приступить к диагностике и ремонту.

Как определить антифриз в масле

Базовые вещества масла и охлаждающей жидкости (ОЖ) практически взаимно нерастворимы. Подобные продукты способны лишь образовать эмульсию – взвесь мельчайших капель одного вещества в другом.

Эмульсии обычно непрозрачны, меняют цвет получившегося продукта, поэтому легко определяются визуально. Вторым признаком станет увеличение объёма одной при уменьшении другой.

Доступ к жидкостям осуществляется через пробку заливной горловины и измерительный щуп для масла, а состояние антифриза видно при взгляде внутрь расширительного бачка радиатора. На пробке горловины клапанной крышки появится характерный налёт светлой маслянистой эмульсии, она же появится на щупе.

Поверхность же антифриза в бачке затянется масляным слоем, поскольку нефтепродукты обладают меньшей плотностью, чем антифриз, более чем наполовину состоящий из обычной воды.

Следует помнить, что небольшое количество эмульсии на пробке может присутствовать и в исправном ДВС. Это происходит при запуске холодного мотора из-за конденсации водяных паров и смешивания их с маслом. По мере прогрева такая эмульсия почти полностью исчезает.

Можно ли ездить с маслянистым антифризом

Появления масла в антифризе грозит лишь ухудшением охлаждения, что сразу не смертельно, хотя в долговременной перспективе приводит к перегреву и порче крупных деталей ДВС.

Гораздо страшнее наличие антифриза в масле. Под нагрузкой это приведёт к нарушению смазки высоконагруженных подшипников скольжения коленчатого и распределительных валов, быстрому локальному перегреву трущихся поверхностей, эрозии, налипанию металлов, а в конечном счёте провороту вкладышей и заклиниванию двигателя.

Поскольку редко встречается исключительное попадание масла в рубашку охлаждения, обычно проникновение взаимное, то ездить с данной неисправностью нельзя даже на короткое расстояние. Каждая минута работы мотора может намного увеличить стоимость последующего обязательного ремонта. Эвакуатор обойдётся намного дешевле.

Из-за чего моторное масло попадает в антифриз

Все магистрали смазки и охлаждения в двигателе тесно переплетены, поэтому путей попадания одной жидкости в другую множество. Ситуация усугубляется повышенным давлением в каналах. Источники протечек можно сгруппировать по основным слабым местам.

Прогорание прокладки ГБЦ

Основная и самая важная прокладка ДВС расположена между блоком цилиндров и закрывающей его головкой. Это массивные детали, выдерживающие большие нагрузки рабочего давления взрывов топливной смеси в камерах сгорания.

Прогары, то есть условное возникновение неплотности, происходят по разным причинам:

  • естественное старение мотора, нарушение геометрии, изменение свойств материала и ослабление резьбовых соединений;
  • низкое качество прокладочного материала, не зря в последнее время все эти детали изготавливаются из металлопакетов;
  • аномальное горение в цилиндрах, детонация, большие тепловые и ударные нагрузки;
  • нарушение технологии монтажа, порядка и момента затяжки головочных болтов и гаек на шпильках;
  • перегрев двигателя с короблением крупных деталей;
  • коррозия деталей из-за контрафактного или давно не менявшегося антифриза.

Масло и ОЖ помимо взаимного смешивания могут попадать и в цилиндры, вызывая дымление. Непрозрачный выхлоп прогретого двигателя свидетельствует о начале проблемы.

Повреждение плоскости ГБЦ

Никакая прокладка не удержит давление, если не соблюдается высокоточная плоскопараллельность сопрягаемых торцов головки и блока.

Существует два вида искривления геометрии – деформация головки в целом и наличие на её поверхности под прокладку углублений из-за коррозии и прогаров. При ремонте нельзя ограничиваться заменой прокладки.

Необходимо тщательно проконтролировать плоскости измерительными приборами и при малейших отклонениях отправить ГБЦ на шлифовку.

Уменьшение высоты головки после снятия части металла фрезерованием и шлифовкой ведёт к изменению степени сжатия в сторону увеличения. Высоконагруженные моторы очень к этому критичны, поэтому потребуется ввести коррективы.

Существует несколько способов:

  • установка ремонтных прокладок увеличенной толщины;
  • корректировка карт калибровки впрыска и опережения зажигания;
  • фрезеровка камер сгорания в головке;
  • снятие части металла с днищ поршней, это нежелательно из-за ослабления деталей, ухудшения теплового режима и нарушения балансировок.

Недопустима ручная шлифовка плоскости, поскольку точно выполнить выравнивание в этом случае невозможно. ГБЦ для обработки следует отправить на специализированное предприятие и получить сведения об уменьшении её толщины.

Трещина в гильзе цилиндров

Каналы могут замкнуться между собой и в блоке. Тонкие стенки современных деталей не выдерживают больших нагрузок и резких перепадов температуры, постепенно покрываясь сеткой микротрещин.

Диагностика проводится опрессовкой блока под давлением на специальном стенде. Растрескавшийся блок выбраковывается и должен быть заменён на новый, прочие способы ремонта очень ненадёжны.

Износ прокладки или выход из строя теплообменника

В некоторых моторах конструктивно предусмотрено охлаждение масла через внутренний радиатор. Сквозь него проходит ОЖ с одной стороны, а масло с другой. Данный теплообменник не отличается надёжностью.

Со временем деградируют герметизирующие его прокладки, искривляется корпус. В случае ремонта заменой набора прокладок необходимо убедиться в герметичности теплообменника, сохранности его фланца, а при отклонениях заменить и его.

Последствия смешивания антифриза и моторного масла

Когда масло попадает в систему охлаждения, оно покрывает стенки рубашки, радиаторы и трубопроводы плохо проводящей тепло плёнкой. Эффективность системы падает, в тяжёлых условиях она уже не в состоянии поддерживать рабочую температуру.

Кроме того, составляющие масляного пакета могут реагировать с базой ОЖ, вызывая образование нерастворимых веществ. Будут засорены радиаторы и охлаждающие каналы, нарушится работа термостата. Перегрев мотора приведёт к дорогостоящим последствиям.

Ещё хуже, когда ОЖ образует эмульсию в масляном картере. Полученная смесь не сможет образовать смазывающую плёнку между нагруженными поверхностями трения, режим скольжения из жидкостного станет сухим.

Вкладыши моментально перегреются и провернутся на шейках коленвала. Мотор застучит и выйдет из строя. Эффект тот же, как при недостатке смазки – масляное голодание.

Промывка системы охлаждения от эмульсии

Сложное расположение каналов смазки и охлаждения в двигателе затрудняют промывку деталей при капитальном ремонте. Если систему смазки можно промыть специальными моющими маслами даже без разборки двигателя, тем более в процессе общей мойки на специализированном предприятии, то с рубашками охлаждения и радиаторами всё сложнее. Моющих антифризов не существует.

Для промывки в условиях СТО существуют профессиональные составы, средства и оборудование. В любительских условиях используют бытовую химию, способную растворять нефтепродукты и жиросодержащие вещества.

Компромиссное решение – приобретение специальных продуктов автохимии, предназначенных именно для промывки систем охлаждения.

Они способны удалять загрязнения минеральным и синтетическим маслом, последствия их разложения и реакций с антифризом, а также результаты коррозии. Обычная вода тут не поможет, она не в состоянии растворить и удалить масляные отложения.

Ссылка на основную публикацию