Из-за чего тяжело крутится руль с гидро- и электроусилителем

Когда в системе рулевого управления предусмотрено снижение усилия на рулевом колесе гидро- или электроприводом, то любые отказы или снижение эффективности воспринимаются как очень тяжёлый руль.

Тому есть субъективные причины из-за возможности сравнения, а также объективные – передаточное число таких рулевых механизмов действительно снижено конструктивно.

Да и бывшие помощники, будучи неисправными, создают дополнительное паразитное сопротивление.

Общие причины тяжелого вращения руля

В состав рулевого управления входят не только усилители. Это достаточно сложный механизм, в котором изменяется направление вращения составных частей, преобразование его в возвратно-поступательное, а также используется известное правило рычага, где сила обратно пропорциональна рабочему ходу.

То есть потенциальных источников проблем достаточно.

  • Многие замечали потяжелевший руль сразу после ремонта ходовой части.

Обычно при этом заменяются шарниры и сайлентблоки подвески и рулевого управления. Если вмешательство серьёзное, то водителю обновлённого автомобиля придётся проворачивать при помощи рулевого колеса новые и очень поэтому тугие шаровые опоры, рулевые наконечники и тяги, преодолевать сопротивление резинометаллических втулок и даже стоек стабилизаторов.

Кинематика подвески такова, что в ней всё взаимосвязано, перемещение одних деталей ведёт к воздействию на многие прочие. И так будет продолжаться, пока новые запчасти не обкатаются, распределят внутри себя заложенную смазку, даже просто прогреются.

  • На сопротивление рулю сильно влияет размер пятна контакта шин с дорогой, а также свойства этих поверхностей трения.

Иногда водители изменяют размер шин, а также сознательно или по невнимательности давление в них. Такое приводит как к облегчению, так и к утяжелению руля. Но гораздо сильнее сказывается характер поверхности дороги.

Она может быть гладкой или шероховатой, чистой или покрытой водой и пылью. Всё то, что может улучшить контакт резины с асфальтом, обязательно затруднит и вращение рулевого колеса.

  • В момент поворота управляемых колёс происходит изменение углов их установки.

Так конструктивно заложен компромисс между стабильностью автомобиля и остротой управления. Если машина хорошо держит дорогу на прямой, то это означает наличие большого возвращающего усилия на руле. Колёса будут препятствовать их отклонению пропорционально углу поворота.

Искажение углов установки, как говорят, регулировок сход-развала, могут усилить это явление, делая руль более тугим. Особенно когда действительно настраивают только схождение и развал, пренебрегая прочими углами, которых намного больше и не все они стабильны.

  • Сопротивляется повороту и рулевой механизм.

В нём можно нарушить правильное зацепление, пытаясь устранить люфт, потерять и не возобновить смазку, а также допустить такой износ, что он намного ухудшит КПД передачи. Последнее касается и многочисленных шарниров, и подшипников на пути от руля к колёсам.

Но всё же наибольшее влияние на тяжесть руля оказывает состояние имеющегося усилителя.

Почему туго крутится руль с ГУР

Гидравлический усилитель состоит из насоса, приводимого во вращение от двигателя, исполнительного механизма и регулирующего степень помощи клапанного устройства. Иногда присутствует и блок электроники для более точной настройки усилия в каждый момент времени.

Воздух в системе

Насос создаёт достаточно высокое давление рабочей жидкости – специального масла для ГУР. Его работа, вне зависимости от конкретного исполнения, основана на свойстве несжимаемости этого продукта.

Но когда в систему попадает воздух, эффективность прокачки резко падает, как и способность помогать действиям водителя.

При замене масла, а это надо проводить регулярно по регламенту, возможно нарушение технологии. Воздух должен быть удалён на этапе прокачки.

Ошибки приводят к неполному выполнению. Заметить можно по появлению пузырьков в напорном бачке. Прокачку придётся повторить.

Если в системе есть неплотности, прокачка не поможет. Оборудование нуждается в ремонте с заменой прокладок, манжет и шлангов.

Износ насоса

Насосы очень надёжны, поскольку работают в качественном многофункциональном масле. Износ наступает из-за нарушения сроков замены, неподходящего товарного продукта, а также по естественным причинам долгой эксплуатации.

Эффективность снижается, давление на выходе и производительность падает. Ремонт редко целесообразен, насос заменяется в сборе.

Приводной ремень

В подавляющем числе случаев привод насоса производится ременной передачей. Моноклиновые ремни устарели, применяются плоские поликлиновые. Их заменяют по регламенту, но возможно и преждевременное старение передачи.

Причин несколько:

  • недостаточный или избыточный натяг;
  • попадание жидкостей, масла, воды или антифриза;
  • некондиционный ремень;
  • внезапный обрыв при попадании посторонних предметов или заклинивания шкивов других агрегатов.

Ремень может проскальзывать с характерным писком из-под капота, в этом случае мощность насоса меняется, и руль тяжелеет. При обрывах отказывает усилитель и прочие узлы на той же петле. Включается индикация на приборной панели.

Клапан регулировки давления в системе

Насос может создавать значительно большее давление, чем требуется. Для его ограничения используется перепускной редукционный клапан. При его отказе нормальная работа нарушается, усиление становится неравномерным, зависит от оборотов или полностью пропадает.

Чаще всего это происходит при загрязнении клапана и зависании в открытом положении. Абразивы в грязной жидкости могут также нарушить герметичность закрытого клапана.

Состояние масла

Помимо загрязнения, масло может изменять свои свойства со временем. Работа усилителя рассчитана на вполне определённую вязкость, её зависимость от температуры, смазывающие и многие другие свойства. Со временем присадки вырабатываются, все параметры меняются. Масло надо заменить с промывкой системы тем же продуктом.

Кроме того, старое масло содержит воду и вызывает коррозию деталей. Не исключается и выпадение нерастворимых осадков, а при долгой напряжённой работе масло подгорает и ускоренно деградирует. Такое происходит при задержке руля в крайних положениях.

Забита сеточка в бачке

Назначение любого фильтра – удержание посторонних частиц, начиная с определённого размера.

Оставаясь на сетке, они забивают фильтр до полной непроходимости. Поэтому фильтры и сетки ГУР надо регулярно заменять, как и все прочие в автомобиле.

Из-за чего тяжелый руль если электроусилитель

Электрические усилители более современны, точнее управляются и теоретически надёжнее. Но на практике случаются отказы. Обычно они сопровождаются высвечиванием индикатора на панели, поскольку электронный блок включает самодиагностику.

Электроника, в том числе и силовая, не самое слабое место. Отказы происходят по вине окислившихся контактов, разъёмов, перегоревших предохранителей.

Пропадает также связь с датчиками поворота и управляющим блоками других агрегатов. ЭУР должен принимать информацию о скорости автомобиля, частоте вращения коленвала, от систем стабилизации.

Сбои и неверные данные приведут к отключению, а значит и тяжести на руле. Диагностика производится сканером через общий разъём автомобиля.

Случаются и отказы из-за долгих перегрузок. Причины их находятся в механизмах рулевого управления, повышенные усилия на руле будут маскироваться ЭУР и ускоренно его изнашивать.

Неисправности рулевой рейки

В реечном механизме изнашиваются зубья зацепления ведущей шестерни и гребенки рейки, увеличивается зазор, возникают стуки и затрудненное вращение.

Стираются нагруженные опорные втулки рейки. Вырабатывается смазка. Регулировка надолго не помогает, приходится менять ремкомплект или механизм в сборе.

Когда он совмещён с усилителем, то это довольно дорого. Возможно применение реек, восстановленных в заводских условиях. Их срок службы не меньше, чем у новых, и обычно больше дешёвых изделий вторичного рынка.

Ссылка на основную публикацию