Как регулировать клапана на автомобилях ВАЗ своими руками на всех моделях? Инструменты, правила и порядок регулировки, 55 фото

Автор: Автосервис Master Service

Как бы не ругали вазовские двигатели, но старый восьмиклапанник продолжает свою работу. Его системы устарели, у него слишком маленький ресурс. Но мотор настолько прост, что его можно починить в любом гараже своими руками. Для этого достаточно книги по эксплуатации автомобилей ВАЗ, которых было напечатано в огромном количестве.

Старые двигатели ВАЗ имеют самый простой газораспределительный механизм:

  • Распредвал;
  • Толкатель (на классике отсутствует);
  • Клапан.

Кажется, ломаться здесь нечему, но это трущиеся детали, а значит, износ неизбежен. Поэтому регулировку зазора клапанов нужно проводить периодически. Для этого необязательно обращаться на СТО, выставить тепловой зазор можно самому.

Как часто проводится регулировка клапанов

При работе двигатель очень сильно нагревается. За счет изменения температуры линейные размеры всех деталей увеличиваются, следовательно, зазор между ними уменьшается. Свойство расширяться при нагревании учитывается в процессе регулировки клапанов.

Конструкторы рассчитали величину просвета между кулачком и толкателем:

  • На выпускных клапанах – 0,35 мм;
  • На впускных – 0,20 мм.

Эти размеры для моделей ВАЗ, выпускавшихся до 2011 года.

У современных 8 клапанных двигателей:

  • Выпускные клапаны – 0,40 мм;
  • Впускные – 0,25 мм.

Треск появляется вследствие ударов кулачка о толкатель, а при правильном зазоре должен накатываться на него. При холостой работе двигателя (малые обороты) кулачок делает более 400 ударов. А если выехать на шоссе и проехать 100-200 км, поломка будет такой серьезной, что одной регулировкой обойтись не получится.

Завод рекомендует первую проверку, и если нужно, регулировку проводить после 3 000 км пробега (обкатка двигателя). Затем регулируются через 15 000 км и в дальнейшем каждые 30 000 км.

При покупке автомобиля с пробегом лучше сразу проверить тепловые зазоры клапанов. При неправильной регулировке клапана могут оказаться зажатыми. В этом случае стука не будет.

Последствия увеличенного зазора

Кулак не открывает полностью клапан:

  • Уменьшение срока службы клапанов мотора;
  • Расклепывание от ударов;
  • Откалывание торца;
  • Неправильная работа двигателя – снижение мощности, увеличение расхода топлива.

Последствия малого зазора

  • Перегрев выпускных клапанов приводит к перегреву всего ДВС;
  • Снижение компрессии и, как следствие, потеря мощности;
  • Клапаны могут прогореть – неполная посадка в седло нарушает теплообмен;
  • Сгорают маслосъемные резиновые сальники;
  • Повышается нагрузка на ремень ГРМ.

Все аргументы говорят о необходимости проведения периодической регулировки зазоров.

Инструмент для работы

Наверняка многие автовладельцы имеют такой инструмент:

  • Отвертка;
  • Ключи гаечные на 10 мм, 14 мм, и 17 мм;
  • Специальный ключ для вращения коленчатого вала;
  • Щуп.

Подготовка к работе

Для карбюраторного ДВС:

  • Снять крышку корпуса воздушного фильтра, достать фильтрующий элемент и открутить корпус;
  • Снять трос привода воздушной заслонки;
  • С помощью отвертки освободить из пластиковых наконечников тягу акселератора, сняв стопорную шайбу.

Для инжекторного ДВС:

  • Снять ограничивающие самопроизвольный сброс троса скобы;
  • Достать наконечник троса, повернув тягу дроссельной заслонки;
  • Выкрутить болты, удерживающие кронштейн троса;
  • Освободить разъем клапана прокачки, при наличии адсорбера;
  • Ослабить хомуты и снять воздуховоды;
  • Открутить и снять клапанную крышку.

Как пользоваться щупом

  • Щуп вставляется в зазор между кулачком и клапаном;
  • При движении щуп должен оказывать некоторое сопротивление;
  • Если щуп перемещается без сопротивления или наоборот не вставляется, значит нужно выставить правильный зазор.

Регулировка клапанов на ВАЗ (пошаговая инструкция)

Для карбюраторных и инжекторных ДВС правила регулировки одинаковые – отличие в величине зазора. Работа проводится на холодном двигателе, это важно.

Перед началом процесса нужно выкрутить свечи и правильно выставить метки.

С помощью специального ключа на 38 мм проворачиваем шкив, совмещая метки на звездочке распредвала и клапанной крышке. Поршень 4 цилиндра находится в ВМТ, производится регулировка 8 и 6 клапанов. Отсчет начинается со стороны радиатора.

Шаги:

  • Вставить щуп между кулачком вала и рычагом клапана;
  • Ослабить регулировочный болт, путем откручивания контргайки ключом на 17 мм;
  • Вращая болт ключом 13 мм, добиться небольшого сопротивления при движении щупа;
  • Определив нужное положение, затянуть контргайку, удерживая ключом регулировочный болт в неподвижном положении.

Во время затяжки контргайки возможно смещение величины зазора – следует обязательно проверить величину регулировки после фиксирования болта.

  • Повернув звездочку на 90 градусов, коленвал повернется на 180 градусов. Метка окажется напротив линии соединения верхней и нижней постели распредвала. Теперь нужно выставлять зазоры в 4 и 7 цилиндрах.
  • При повороте звездочки еще на 90 градусов, можно регулировать 5 и 2 цилиндры.
  • Выставлять зазоры после ремонта двигателя или снятия головки блока нужно в обязательном порядке. Пока снята клапанная крышка, стоит проверить состояние цепи, натяжителя и при необходимости подрегулировать (или заменить).

В некоторых моторах, таких как у ВАЗ-2110, зазоры выставляются путем замены шайб. Регулировка в инжекторных и карбюраторных двигателях 2110 абсолютно одинаковая. Шайба находится под кулаком – он ее толкает. При увеличенном расстоянии подкладываются толстые шайбы (они имеют различную толщину), если просвет уменьшенный, шайбу меняют на более тонкую. Новые шайбы имеют маркировку. Если надпись стерта, размер следует проверить микрометром. Порядок регулировки клапанов в «десяточном» двигателе следующий:

  • 1 и 3 цилиндры;
  • 5 и 2;
  • 8 и 6;
  • 4 и 7.

Для удобного извлечения шайбы толкатель нужно повернуть к себе прорезью. Чтобы вытащить шайбу, применяют специальное приспособление.

Если работа ведется на двигателе с ременным приводом ГРМ, нужно следить за тем, чтобы на ремень не попало масло. При необходимости замены ремня, нужно сначала отрегулировать зазоры, а уже потом менять ремень.

Фото-инструкция, как регулировать клапана на автомобилях ВАЗ

Ссылка на основную публикацию