Как работает климат-контроль в автомобиле и чем отличается от кондиционера

Комфорт в автомобиле обеспечивается не только свойствами подвески и количеством регулировок кресел. Всё это быстро отойдёт на второй план, если температура в салоне станет невыносимой, причём неважно с каким знаком по шкале Цельсия.

В подобной атмосфере ездить просто небезопасно, водитель потеряет концентрацию, а пассажиры ещё больше отвлекут его от управления своими жалобами. В напряжённом трафике одной из самых важных систем автомобиля становится климатическая.

Что называется климат-контролем в машине

Кондиционеру в автомобильном салоне скоро предстоит отметить вековой юбилей, а отопитель (печка) ещё старше. Но идея совместить все их функции в единой установке относительно свежая.

Связано это с необходимостью широкого применения управляющей электроники для работы в автоматическом режиме.

Все три функции установки должны работать в комплексе:

  • охладитель салонного воздуха (автокондиционер);
  • отопитель, всем известная печка;
  • система вентиляции, поскольку микроклимат в салоне требует закрытых окон и слежения за обновлением воздуха, например, регулировки его влажности и загрязнённости.

Как только подобная автоматическая система была разработана и серийно установлена на машины, её назвали климат-контролем.

Удачное название полностью отражает суть нововведения. Водителю уже не надо управлять рукоятками печки и кондиционера, за этим проследит автоматика.

Виды систем

Источники тепла и холода вполне традиционны, это испаритель кондиционера и радиатор отопителя. Их мощность всегда достаточна и мало кого интересует в численном выражении. Поэтому потребительские качества установок классифицируются по количеству зон регулирования температуры в салоне.

Самые простые системы – однозонные. Внутреннее пространство для них едино, подразумевается, что климатические пристрастия у водителя и пассажиров одинаковые. Регулировка производится по одному набору датчиков.

Двухзонные системы выделяют пространства водителя и переднего пассажира как индивидуально настраиваемые объёмы. В автоматическом режиме для них температура устанавливается отдельными ручками или кнопками с соответствующей индикацией.

Не всегда получится нагревать водителя, при этом замораживая пассажира, но разница температур достаточно существенная, чем дороже и сложнее автомобиль, тем она может быть больше.

Дальнейшее расширение количества зон регулирования обычно заканчивается на четырёх, хотя ничто не мешает сделать их больше.

Трёхзонный регулятор выделяет заднее сиденье полностью, а четырёхзонный обеспечивает раздельное регулирование для правого и левого пассажиров заднего отсека. Естественно, установка при этом усложняется и цена удобства растёт.

Отличия климат-контроля и кондиционера

Кондиционер с точки зрения управления устроен значительно проще, но настолько же сложнее в настройке. Водителю приходится вручную регулировать температуру, скорость и направление потоков холодного воздуха.

При этом управляя и автомобилем в целом. В результате можно отвлечься от дороги и попасть в неприятную ситуацию. Или забыть подкорректировать температуру и незаметно простудиться на сильном сквозняке.

Отличия кондиционера от климата

Климат-контроль всего этого не требует. Достаточно выставить температуру на дисплее по каждой из зон, включить автоматический режим и забыть о существовании системы. Разве что в самом начале отдать предпочтение потокам на остекление, но многие системы и сами с этим справляются.

Устройство климат-контроля

В едином блоке размещается всё необходимое для нагрева и охлаждения воздуха:

  • радиатор отопителя, в котором циркулирует охлаждающая жидкость двигателя, имеющая высокую температуру;
  • испаритель кондиционера, примерно такой же радиатор, в рабочем режиме имеющий температуру хладагента около нуля градусов;
  • вентилятор, приводимый электродвигателем с регулируемой скоростью вращения и создающий общий поток воздуха через радиаторы;
  • система воздуховодов и автоматических заслонок;
  • внутрисалонный воздушный фильтр, часто с угольной и антиаллергенной очисткой;
  • устройство управления с пультом, датчиками и дисплеями отображения информации.

Воздух может забираться снаружи или изнутри салона (рециркуляция). Последний режим полезен при экстремальных внешних температурах или сильном загрязнении за бортом.

Система может отслеживать даже забортную температуру и количество солнечной энергии, проникающей в салон. Всё это учитывается устройством управления при автоматической оптимизации потоков.

Как пользоваться системой

Для включения климат-контроля достаточно нажать кнопку автоматической работы и выставить желаемую скорость вентилятора. Температура задаётся механическими или сенсорными регуляторами, после чего она высветится на дисплее. Остальное сделает электроника.

При желании можно принудительно включить кондиционер, для чего имеется отдельная кнопка. Это полезно в случае, когда температура невелика, но требуется снизить влажность воздуха. Испаритель сконденсирует и отберёт часть воды.

Системы в разных автомобилях отличаются, могут быть применены и иные управляющие кнопки. Например, принудительное перераспределение потоков вверх или вниз, управление рециркуляцией и прочее.

Что такое кнопки Econ и Sync

Не совсем понятен функционал специальных клавиш Econ и Sync. Они имеются не на всех системах. Первая из них служит для оптимизации работы кондиционера, когда у автомобиля наблюдается недостаток мощность или надо экономить топливо.

Муфта компрессора чаще размыкается, и его ротор перестаёт нагружать двигатель, а обороты холостого хода падают. Эффективность кондиционера снижается, но такой компромисс иногда полезен.

Кнопка Sync означает синхронизацию работы всех зон многозонной системы. Она превращается в однозонную. Управление упрощается, нет необходимости выставлять исходные данные по всем выделенным пространствам.

Преимущества и недостатки

Плюсы климат-контроля известны каждому, кто им пользовался:

  • за погодой в автомобиле следит не водитель, а комплекс точных датчиков, оперативно подающих команды на все изменения внешних условий;
  • температура выставляется один раз, её не надо вручную регулировать по мере прогрева или охлаждения салона;
  • направления потоков подбираются оптимальным образом, отсутствуют сквозняки;
  • постоянная работа охладителей и нагревателей в оптимальном режиме заметно экономит расход горючего;
  • незаметно для водителя включаются и выключаются дополнительные устройства, если они установлены, например, электрические нагреватели в особо экономичных автомобилях с низким собственным разогревом двигателя.

Недостатком является повышенная сложность и высокая цена оборудования. Разобраться в нём в случае отказа тоже затруднительно, потребуется квалифицированный персонал.

Тем не менее, практически все автомобили снабжаются именно такими автоматическими регуляторам температуры в салоне, редкие исключения остаются только в самых базовых комплектациях наиболее бюджетных моделей. Разница только в сложности аппаратуры и количестве датчиков и воздуховодов с автоматическими заслонками.

Ссылка на основную публикацию