Сколько атмосфер должно быть в шинах автомобиля зимой и летом

Слишком многие автомобилисты относятся к воздуху в шине недостаточно ответственно. По принципу, что если он там есть в количестве достаточном, чтобы шина не сплющилась под весом автомобиля, то и нормально. Не зная или забывая о главной величине (давлении), определяющей износ резины, управляемость, а главное безопасность.

Что будет если ездить на перекаченных и спущенных колесах

У любого замеряемого параметра в автомобильной технике есть определённый допуск значений вокруг номинальной величины. Ни больше и ни меньше. При выходе за границы этого диапазона работа узлов нарушается, что влечёт за собой нежелательные, а то и опасные последствия.

Шина полностью отвечает за контакт с дорогой, других способов удержать машину на траектории не существует. Гражданский автомобиль не располагает управляемыми аэродинамическими поверхностями вроде крыльев или рулей высоты.

Поэтому важно обеспечить штатный режим работы пятна протектора. Кроме того, его изменение сильно влияет на срок службы не только покрышки, но даже диска и элементов подвески.

Езда со сниженным давлением ведёт к целому ряду отклонений:

  • уменьшается срок службы покрышки из-за циклической аномальной деформации боковин с частотой вращения колеса;
  • колесо перегревается, на что затрачивается энергия топлива, растёт расход;
  • велик риск разбортовки колеса, то есть внезапного схода шины с диска с последующей взрывной разгерметизацией;
  • протектор изнашивается неравномерно и ускоренно;
  • машина плохо управляется из-за увеличения боковых углов увода в поворотах;
  • увеличение площади пятна контакта происходит пропорционально снижению давления, что повышает проходимость на слабых грунтах, но не позволяет эффективно преодолевать слой воды и грязи на твёрдом покрытии, растёт опасность аквапланирования;
  • увеличивается вероятность прокола.

Но и в повышенном давлении мало хорошего:

  • пятно контакта уменьшается, падает предел сцепных свойств с любым покрытием;
  • протектор неравномерно изнашивается в поперечном сечении;
  • расход топлива снижается, а накат улучшается, но при этом падают тормозные способности автомобиля;
  • углы увода снова возрастают, но на этот раз по причине усиления проскальзывания колеса;
  • жёсткая работа пневматики перегружает ступичные подшипники и подвеску, растёт вибронагруженность автомобиля в целом;
  • шина может быть повреждена при наезде на крупное препятствие на большой скорости.

Особенно опасна неравномерность в установке давления по шинам на одной оси и на разных. В определённых условиях автомобиль может резко потерять стабильность на траектории и уйти в неуправляемое вращение.

Как часто проверять

Классический период проверки состояния колёс – две недели. Считается, что современная бескамерная шина за это время критически не потеряет воздух, если нет проколов.

Но настоятельно рекомендуется делать проверки и вне регламента. Например, перед большим пробегом, особенно на высокой скорости, после такой поездки, при изменениях погоды, первое время после шиномонтажа, пока нет уверенности, что всё надёжно загерметизировано.

Когда колесо медленно теряет воздух быстрее остальных, но ремонт по каким-то причинам откладывается, проверять надо максимально часто, этот опасная ситуация.

Единицы измерения

Не все разбираются в запутанной информации о системных и внесистемных единицах измерения давления. Тут желательно понимать их историческое происхождение.

Раньше часто применялась атмосфера. Есть разница между физической и технической, но для автомобильных колёс ею можно пренебречь. Это примерно равно атмосферному давлению над уровнем моря.

Точнее, избыточному над атмосферным, если речь идёт о шине. Аналогично можно сказать о ещё двух величинах – 1 бар и 1 кгс/кв.см. Всё это приблизительно атмосферное давление с погрешностью на уровне 2-3 процентов. Несущественно.

Строго системная единица – 1 Паскаль. В технике чаще используются килопаскали. Это 1000 паскалей, в одном баре 100 килопаскалей (кПа).

В импортной технике иногда используются фунты на квадратный дюйм (psi). Тут соотношение сложнее, в 1 баре примерно 14,5 psi. Многие манометры имеют соответствующую шкалу.

Чем измерять давление в шинах

Традиционно используются шинные манометры различной конструкции. Как самостоятельные, так и в составе промышленных или автолюбительских компрессоров.

Но в последнее время всё чаще на автомобилях применяют встроенные в вентиль датчики, которые по радиоканалу через свой приёмник передают информацию на бортовой компьютер, а оттуда на приборную панель. Очень удобно и безопасно, система заметит потерю воздуха и даст сигнал водителю.

Почему отличаются значения давления для разных осей

Автомобиль должен быть хорошо сбалансирован. Но размещение в относительно лёгком кузове значительного груза не может быть равномерным, это не авиация, а в перегруженных колёсах давление надо повышать.

Поэтому в сопроводительной документации или на табличках кузова обычно указывают либо разные давления по осям, если изначально одна ось загружена больше, либо даже две величины на ось в вариантах с грузом или без.

Давление в «докатке»

Запасное колесо уменьшенного сечения или докатка, требует повышения давления. Поэтому его качают примерно вдвое больше, чем основные полноразмерные.

Его надо поддерживать в таком состоянии, поскольку неизвестно, когда оно потребуется, а частично спущенная докатка ещё опаснее, чем базовое колесо. Точные величины указываются в инструкциях и таблицах.

Сезонные колебания давления (зимой и летом)

При уменьшении температуры, давление газа в замкнутом объёме снижается, поэтому зимой колёса надо докачивать.

В холодном воздухе шина хорошо охлаждается, при езде превышения не будет. Разница составляет примерно 0,2 бар.

Таблица давления в шинах по марке автомобилей

Сводная таблица номинального давления для большого количества автомобилей содержит рекомендации завода в привязке к стандартному размеру резины.

При изучении таблицы можно найти некоторые закономерности.

  1. Среднее значение для высокопрофильных шин лежит в пределах от 1,8 до 2,5 бар. Это обеспечивает комфорт, а в случае более высоких величин – некоторую спортивность, шина лучше себя ведёт на скорости.
  2. Низкий профиль смещает диапазон давлений в пределы 2,2-2,8 бар. Иногда меньше, это в случае повышенной ширины профиля. Приходится находить компромисс между комфортом и управляемостью. Но при низких величинах профиля и давления растёт вероятность пробить резину до обода или разбортовать после наезда на неровности в повороте.
  3. Автомобили, предназначенные для перевозки грузов, имеют специальные покрышки типа cargo, которые при скромных размерах выдерживают большую нагрузку, но давление должно достигать 4 бар и более. Особенно задние колёса под грузовой платформой при односкатной ошиновке. Тут уже речь не о комфорте, а о прочности и надёжности.
  4. Некоторые шины имеют настолько скромные размеры, что давление в них повышенное, подобно низкопрофильной и скоростной резине. Нечто среднее с докатками.

При подкачке колёс следует не давать указания общего плана, вроде «качай двоечку», а заглянуть в табличку на кузове, часто прямо в заправочном люке. Это обеспечит максимальные безопасность, комфорт и долговечность резины.

Ссылка на основную публикацию