Установка ГБО на авто: плюсы и минусы, какое оборудование выбрать и где купить

Газобаллонное оборудование (ГБО) устанавливается на многие автомобили, особенно эксплуатируемые в коммерческих целях. На легковых машинах в подавляющем большинстве случаев используется сжиженный газ, то есть который можно хранить в баллонах при относительно низком давлении. Это пропан-бутановые смеси, переходящие в газовую фазу при эксплуатационных температурах после сброса давления в редукторе. Метановое оборудование (сжатый газ) более громоздко и применяется на тяжёлой технике.

Как появилось ГБО

Питание автомобилей бензином стало обычным при случайном стечении обстоятельств. Его преимущества условны, особенно на заре автомобилизации. Точно так же развитие могло пойти в направлении газового топлива или электротяги.

Тем не менее, почти все автомобили сходят с конвейеров в исполнении под жидкое нефтяное топливо. Но потом по экономическим причинам некоторые переделываются под газ.

Есть случаи и заводской установки битопливных систем, однако основная масса газовых комплектов производится для дооснащения серийных машин. Низкая цена газа дала толчок этому направлению работы промышленности.

Принцип работы

Общий принцип состоит в испарении сжиженного газа, управляемому смешиванию его с воздухом и дозированной подаче в цилиндры. Так как оборудование развивается, на данный момент уже можно выделить несколько поколений ГБО:

  • Первые три уже нет смысла рассматривать, они разработаны для полностью устаревших карбюраторных систем питания, а также первых примитивных устройств впрыска топлива;
  • Четвёртое поколение наиболее распространено, поскольку предназначено для перевода на газ самого широкого сегмента ДВС с распределённым электронным впрыском бензина, подразумевает параллельное расположение похожих на штатные форсунок с аналогичным управлением от электронного блока;
  • Пятое получило принципиальный переход на впрыск газа в жидкостной фазе, редуктор-испаритель уже не нужен, к тому же снимаются многие ограничения, и существенно растёт экономичность двигателей;
  • Шестое стало реакцией на повсеместный переход к прямому впрыску в камеру сгорания (GDI), это наиболее сложное и эффективное оборудование, реализующее все преимущества таких моторов.

Возможны и гибридные реализации систем, например, впрыск газа во впускной коллектор на GDI моторах, что позволяет упростить набор оборудования, давая определённые преимущества.

В любом случае в комплекте будет баллон с газом, дозирующие устройства, блок управления и распылители (газовые форсунки).

Стоит ли ставить

Автомобилисты разделились на убеждённых сторонников газа, а также его не менее стойких противников. Всё зависит от склонности к восприятию только достоинств или исключительно недостатков.

На самом деле всегда имеется как светлая сторона, так и тёмная.

Плюсы

Главным достоинством считается экономия. Она состоит из нескольких аспектов, есть и другие, менее очевидные преимущества:

  • газовое топливо обходится дешевле, как по цене литра горючего, так и с пересчётом на километр пробега;
  • пропан более экологичен, поскольку у него проще химическая формула и менее сложен фракционный состав, в частности, отсутствует сера, влияющая на коррозию металлов;
  • газ не образует копоть и сажу, твёрдые частицы, которые попадают в моторное масло, загрязняя его и способствуя росту отложений внутри двигателя;
  • установка дополнительного баллона с газом увеличивает суммарный пробег без заправки, поскольку сохраняется возможность работы и на бензине;
  • более высокое октановое число исключает такой вредный процесс как детонация.

Достоинства существенные, но их куда меньше в списочном оформлении, чем недостатков.

Минусы

Их наличие стало причиной, по которой на газ переведена меньшая доля моторов:

  • газ медленно горит, как и всякое высокооктановое топливо, поэтому не специализированный под него мотор будет страдать быстрым износом клапанов по причине перегрева;
  • переоборудование машины будет стоить значительных средств;
  • снижается надёжность из-за усложнения топливной аппаратуры;
  • уменьшается полезный объём отсеков кузова;
  • увеличивается объём технического обслуживания;
  • возникают сложности правового характера, это регистрация и контроль за состоянием;
  • газовое оборудование более опасно при эксплуатации, чем даже полный бак бензина, что связано не с прочностью баллона, а с утечками и накапливанием взрывоопасной смеси с воздухом;
  • машины с ГБО теряют стоимость на вторичном рынке, их почти все воспринимают как коммерческие;
  • двигатели плохо работают на газе при запуске и низких температурах;
  • мало используемая бензиновая аппаратура деградирует со временем;
  • качество работы установщиков и обслуживающего персонала не всегда на высоте;
  • экономия постепенно снижается с ростом цен на газ и аппаратуру, установка оправдывается только при очень больших ежегодных пробегах.

С каждым пунктом данного перечня существуют меры борьбы, в разной мере успешные. Но в целом надо очень хорошо всё продумать и просчитать перед принятием решения.

Сколько стоит оборудование и где купить

Цена комплекта ГБО очень сильно зависит от изготовителя и поколения по сложности. Можно говорить о величинах порядка 30 тысяч рублей в среднем варианте с установкой, но разброс делает эту цифру весьма условной.

Точный расчёт с учётом конкретных потребностей может сделать только специалист предприятия.

Покупать ГБО стоит только там же, где его установят и обеспечат полным спектром обслуживания, ремонта и сертификации. Иначе будет очень трудно найти виновника возможных проблем, а цена убитого двигателя, тем более сгоревшего автомобиля, превысит любую экономию на аппаратуре и работе.

Какое ГБО лучше

При выборе поколения всё определится конструкцией мотора, невозможно заставить работать аппаратуру, в принципе не соответствующую его техническому уровню, а при определении компании-производителя – прежде всего учитываются связи предприятия-установщика со своими поставщиками.

Из известных фирм можно выделить давно работающую на российском рынке итальянскую Lovato, отечественную Alpha, собирающую комплекты из импортной техники, опытных голландцев Vialle.

Перечень широк, залог успешности переоборудования – долгая работа установщиков с одной компанией. Отдельные компоненты могут быть использованы от разных фирм, специалистам виднее, какой выбрать редуктор, а какие форсунки.

Установка ГБО своими руками

Самостоятельный монтаж ГБО лучше не проводить, в этой работе слишком много нюансов, а качественная настройка программы вообще мало кому доступна. Но если уверенность в своих силах имеется, а отписать программу есть у кого, то можно и попытаться.

Потребуется выбрать места для компоновки отдельных узлов. Особенно баллона, от этого зависит его форма и объём. Располагают его под днищем, в багажнике или вместо запасного колеса.

Форсунки располагаются на двигателе, их надо надёжно закрепить, а шланги к приливам коллектора должны быть минимальной длины. Это касается самого популярного 4-го поколения.

Электропроводка выполняется по всем правилам монтажа автомобильного электрооборудования. Наличие предохранителей, твёрдых гофр и изоляции разъёмов обязательно. Скрутки проводов пропаиваются, но и в этом деле есть особенности, неграмотная пайка ещё менее надёжна, чем её отсутствие.

Газовые магистрали по степени защищённости должны быть проложены ещё надёжней, чем тормозные трубки. Именно отсюда могут появляться опасные утечки.

Про сложности с настройкой системы уже было сказано, но они могут случиться и с опрессовкой, а главное – с легализацией установки. Самостоятельный монтаж законодательно недопустим. Как и любые другие конструктивные изменения в автомобиле. Всё это требует обязательной сертификации.

Ссылка на основную публикацию