Как самому прокачать ГУР и устранить неисправности

Гидравлические усилители рулевого управления (ГУР) обладают некоторыми преимуществами перед всеми прочими, поэтому применяются до сих пор, несмотря на очевидный прогресс в области электрических сервоприводов. Но они требуют большего внимания в процессе эксплуатации, что в первую очередь связано с использованием жидкого гидравлического агента – специального масла и всего, что с этим связано.

Типы жидкостей для гидроусилителя

Укрупнённо можно разделить все продукты на минеральные и синтетические. Вторые предусматривают более глубокую переработку исходного материала, что влечёт значительное улучшение полезных свойств.

Направлений подобного усовершенствования множество, качество непрерывно растёт, развиваясь по разным свойствам. Это привело к специализации механических узлов, они изначально затачиваются под определённые типы масла, поэтому правильность выбора приобретает особое значение.

Требования к маслу

Масло в ГУР выполняет целый ряд функций:

  • гидравлические, то есть связанные непосредственно с переносом энергии от насоса к исполнительному механизму;
  • смазывающие, продукт должен обеспечить минимум потерь на трение и сведению к нулю износа покрытых масляной плёнкой поверхностей;
  • охлаждающие, перенос тепла от работающих деталей производится через того же агента;
  • защитные, коррозия различных применяемых металлов, а также деградация сальниковых и прокладочных уплотнений недопустима;
  • обеспечение собственной стабильности свойств, то есть масло должно всегда обладать фиксированными способностями, не изменять вязкость, не вспениваться, не допускать кавитации, не разлагаться от температуры и долго не требовать замены.

Если механизм рассчитывается под масло определённого типа, то применение иного, пусть даже более пригодного для прочих устройств, либо ухудшит характеристики ГУР, либо приведёт к быстрому износу и поломкам.

Цвет

Деление масел по цвету в большой мере условное и делается в основном для исключения грубых ошибок по выбору.

Можно примерно выделить три цветовые кодировки.

  1. Красные, самые распространённые, что связано с совместимостью требований с трансмиссионными маслами типа ATF. Могут быть минеральными и синтетическими, что важно знать, у этих продуктов резко отличаются смазывающие свойства и зависимости вязкости от температуры. Причём совершенно необязательно, что более совершенным типом можно заменять устаревшее. ГУР корректно работать в этом случае не сможет.
  2. Жёлтые, немецкого происхождения по набору характеристик. Считаются специализированными, то есть не унифицированы с ATF. Для специальных масел используется аббревиатура PSF.
  3. Зелёные, это специфические жидкости, под которые должен быть строго рассчитан усилитель. Смешивание с прочими крайне нежелательно. В отдельных случаях допустима полная замена с промывкой.

При любом варианте ориентироваться надо на спецификацию производителя автомобиля, цвет не поможет верному решению.

Вязкость

Более вязкие масла обладают лучшими смазывающими свойствами, но в случае ГУР это далеко не самое главное. Гораздо важнее температурная стабильность этого параметра. У синтетики данное требование выполнить проще.

К тому же легче обеспечивается прокачиваемость при низких температурах, что позволяет сберечь механизм от поломок в экстремальном холоде.

По перегреву проблем меньше, но у любителей перегружать ГУР быстрым рулением в жару или удерживанием руля в крайних положениях проблемы могут возникнуть как со временем, так и внезапно. Лучше применить дорогую синтетику с большим запасом по диапазону работы.

Для чего нужна прокачка системы гидроусилителя руля

Главное требование к гидравлике – несжимаемость рабочей среды. Любая жидкость этому удовлетворяет, но только до момента появления в ней воздушных или паровых пузырей.

Механизм мгновенно откажется нормально работать, а при постоянной эксплуатации с газовой фракцией быстро износится из-за дефицита смазки и локального перегрева. Удаляется воздух по технологии прокачки системы.

Признаки неполадок

Воздух в системе вызовет несколько проявлений:

  • насос начнёт работать шумно, газовые пузырьки появляются и исчезают, вызывая акустические волны;
  • хаотические скачки давления вызовут толчки на руле при попытке его поворота, усилие скачкообразно нарастает и уменьшается;
  • в бачке появится пена, нормально работать такая жидкость не сможет, вплоть до полного отказа усиления.

Вопрос решается прокачкой – удалением воздуха.

Как прокачать ГУР своими руками

Прокачка производится достаточно просто, контакт с жидкостью не потребуется. Подробные инструкции имеются в ремонтной документации, но все они примерно похожи:

  • вывешиваются передние управляемые колёса автомобиля;
  • проверяется наличие нормального количества жидкости в бачке;
  • руль несколько раз поворачивается от упора до упора, мотор не запускать;
  • снова контролируется уровень, производится доливка по необходимости;
  • процедура повторяется уже с запущенным двигателем;
  • контролируется и доводится до нормы уровень.

Если имеются подозрения на оставшийся воздух, все операции повторяются. Обычно прокачка совмещается с заменой жидкости, порядок её также приведён в инструкциях по обслуживанию ГУР.

Можно ли ездить с низким уровнем жидкости гидроусилителя

Подобные режимы эксплуатации категорически недопустимы. Лучшим случаем можно считать отказ и поломку насоса усилителя, что само по себе обойдётся очень дорого. Но гораздо хуже будет потерять управление автомобилем из-за неадекватного изменения усилия на руле в сложной ситуации.

Это может стать настолько неожиданным для водителя, что даже навыки езды вообще без ГУР не спасут. Машина потеряет стабильность, восстановить её не получится, даже просто объехать препятствие в такой ситуации затруднительно.

По правилам эксплуатировать автомобиль с отказавшим гидроусилителем, а именно это станет последствием внезапного завоздушивания системы, категорически запрещено. Данная неисправность не менее опасна, чем внезапный отказ тормозов.

Ссылка на основную публикацию