Затяжка болтов головки блока цилиндров (без динамометрического ключа): расчет усилия, схема и порядок протяжки болтов

Автор: Автосервис Master Service

Во время сборки мотора не уйти от процедуры натяжки болтов головки на ДВС. Прокладка, находящаяся между блоком и головкой, должна быть зафиксирована одинаково и с необходимым моментом, в противном случае может нарушиться герметичность, перемешивание технических жидкостей, выход из строя комплектующих, появление иных проблем.

Такие действия могут стать причиной выхода из строя ДВС. Это является подспорьем важности алгоритма затяжки болтов ГБЦ и проверка усилия натяжки.

Почему важно прикладывать правильное усилие для затяжки болтов ГБЦ

Несоблюдение технических требований может стать причиной неисправности двигателя внутреннего сгорания как следствие утечки и смешивания рабочих составов. Причиной таких проблем является негерметичность прокладки либо непосредственно ГБЦ.

Если усилие выполнено неграмотно, прокладка головки блока будет укрыта неодинаково: плохо затянутый болт не зафиксирует ее с необходимой мощью, а чересчур натянутый станет значительно дольше и не будет хорошо держать. Головка начнет изменять форму, прогибаться, что впоследствии приведет к утечке прокладки.

В большинстве случаев охлаждающая жидкость направляется в масло. Несоблюдение технологии смазывания становится причиной неисправности вкладышей и шеек коленвала, тогда как нехватка охлаждающей жидкости — к перегреванию и непригодности головки блока цилиндров в будущем.

Порой в воду проходят выхлопные газы, но исход также неблагоприятный.

В каких случаях выполняется затяжка ГБЦ

Натяжка болтов головки блока цилиндров осуществляется во всех процедурах, включающих монтаж данной запчасти. В большинстве случаев необходима смена прокладки под головку. Починка непосредственно головки, смена поршневых колец и множество иных также требует установки либо снятия головки.

Нормами сервисного обслуживания нередко предусматривается натяжка болтов головки блока цилиндров. Такая операция считается устаревшей, однако используется и сегодня при растягивании болтов, снашивании прокладки либо деформирования непосредственно головки.

Момент затяжки болтов

Отверстие ГБЦ и блока проходит через камеры сгорания и пространства, где находится масляная и охлаждающая жидкости.

  • Значимость грамотной затяжки болтов головки блока цилиндров аргументируется потребность изолирования таких рабочих сред.
  • Усилие держит головку, на которую оказывает влияние натиск газов и тепловое воздействие.

Сложно устроенный элемент подвергается и непростым изменениям конфигурации, из-за чего изготовителю приходится детально продумывать способы затяжки головки блока цилиндров, где наиболее важными является усилие и алгоритм затяжки.

Схема и алгоритм затяжки головки блока цилиндров

План натяжки болтов головки блока цилиндров идентичный для различных видов двигателей внутреннего сгорания, разница будет лишь в максимальном усилии натяжки.

  1. Прежде чем поместить болт в колодец, нужно обработать резьбу фиксирующей детали масляным составом. Применяют небольшой объем жидкости.
  2. Затем вкручиваются болты. Сперва фиксирующий компонент ставится в зазор головки и блока цилиндров и натягивается ручным способом.
  3. Рядом с камерами сгорания расположены два ряда фиксирующих компонентов. Натягивать их начинают от середины, сперва прилагая усилие не больше 1 кгс·м. Центральные болты находятся в ДВС L4 между вторым и третьим цилиндрами, в L6 – на противоположной стороне от третьего цилиндра, в V6 – вблизи с центральной камерой сгорания.
  4. Потом с идентичным усилием натягивают по 2 винта с левой и правой стороны от центральной части, и в завершении по 2 крайних болта с левой и правой стороны.

Допускается изменения в последовательности натяжки, притягивая после центральных болтов сперва левые и правые винты, находящимся по бокам от центральных, по одному ряду, а затем по второму. Это не станет причиной возникновения неисправностей, если соблюдать подходящее усилие.

После механического ввинчивания болтов используются динамо-ключ и прилагают сперва усилие величиной 3-4 кгс·м, потом 7-8 кгс·м, а в завершении натягивают болты с оптимальным моментом, в соответствии с документацией на транспортное средство.

К примеру, изготовитель ВАЗ 2109 советует для данной марки после натягивания с усилием 7,5-8,5 кгс·м, добавочно провернуть все винты в аналогичном порядке на девяносто, и потом опять на девяносто.

Руководство по затяжке болтов ГБЦ

Инструкция по починке определенного мотора там, где упоминается о монтаже головки блока цилиндров, должен строго соблюдаться. Включая потребность применения динамо-ключа. Разрешенное от установленного по руководству несоответствие момента не должно быть больше 0,5 кгс·м.

Накидные или рожковые ключи лучше не применять, так как в момент в данной ситуации не поддается контролю. Последовательность также играет огромную роль: в первую очередь необходимо затянуть головку в центральной части, а потом медленно перейти к краевым областям.

Чтобы притянуть винты грамотно, нужно почистить зазоры для фиксации от накопившихся грязевых частиц. В случае безуспешных стараний, можно обработать резьбу болтов масляным составом, однако запрещается выливать жидкость непосредственно в колодец. Такой шаг ведет к повреждению зазора винтов в будущем.

Исходя из вышеупомянутого, самые часто встречающиеся ошибки, которые допускаются во время притягивания винтов такие:

  • Перетягивание фиксаторных компонентов;
  • Применение использованных или новых несоразмерных крепежей;
  • Несоблюдение последовательности натяжки;
  • Притягивание винтов неподходящими приспособлениями;
  • Проникновение технической жидкости в фиксаторные зазоры.

Некоторые особенности

Момент натяжки – один из основополагающих факторов хорошей фиксации головки блока. Однако на эту характеристику оказывает влияние не только усилие, а и собственно крепежи:

  • Состояние винтов – новые либо использованные;
  • Присутствие смазки на резьбовой области;
  • Состояние резьбы.

Разновидность мотора и число клапанов на способ натягивания головки блока цилиндров не повлияет.

Фото правильной затяжки болтов ГБЦ

Ссылка на основную публикацию