Балансировка коленвала в домашних условиях: простая инструкция, как сделать своими руками балансировочный станок, 70 фото

Автор: Автосервис Master Service

В процессе эксплуатации автомобиля его двигатель сильно изнашивается. Одним из проявлений данного процесса является нарушение равновесия в коленчатом валу. При этом масса детали неравномерно распределяется как в ее продольном, так и в поперечном сечении.

В итоге один из краев коленвала оказывается легче другого. Главной причиной потери равновесия в поперечной плоскости является стачивание рабочих поверхностей вала после преодоления определенного километража.

Необходимость в балансировке коленвала

Механический износ коленвала приводит к тому, что он крутится с биениями. Такой режим работы разрушителен для силовой установки, поскольку она начинает сильно вибрировать.

Это чревато ослаблением целого ряда креплений и разрегулировкой множества чувствительных агрегатов.

  • Для того, чтобы предотвратить подобное развитие событий, необходимо произвести тщательную балансировку коленвала.
  • Данная процедура позволяет повысить эффективность мотора и заметно увеличить его срок эксплуатации.

Восстановление старых и новых коленвалов

Чаще всего балансировка коленвала производится на машинах с многотысячным пробегом.

Однако в некоторых случаях она необходима и для сравнительно новых автомобилей, особенно, если те много ездили по холмистой и пересеченной местности, что привело к ускоренной выработке ресурса силовой установки.

Дерганье рычага и биение двигателя

Для того, чтобы диагностировать необходимость в балансировке коленвала, достаточно присмотреться к тому, как ведет себя при движении рычаг переключения передач. Если он отчетливо люфтует как в дороге, так и на холостых оборотах, то явно пришло время заняться ремонтом двигателя.

Дополнительным признаком того, что без регулировки коленвала уже не обойтись, является заметная вибрация мотора на холостом ходу.

Причины выхода вала из строя

Чаще всего разбалансировка коленвала происходит по следующим причинам:

  • Низкое качество постели коленвала и целого ряда примыкающих к коленвалу компонентов;
  • Структурные аномалии в металле, из которого изготовлен коленвал;
  • Взаимное соударение ряда деталей из-за их механической, температурной и коррозионной деформации;
  • Допущенные при компоновке мотора ошибки;
  • Неточное центрирование вала;
  • Его плановое эксплуатационное разрушение.

Балансировка коленвала после капремонта мотора

Если автолюбитель решил заменить маховик или его венец, а также улучшить работу сцепления, то без балансировки коленвала ему уже не обойтись.

Пренебрежение данной ремонтной нормой приведет к тому, что даже при медленном движении двигатель будет сотрясаться, лишая машину комфортности и делая ее потенциально опасной.

Стандартные методы восстановления коленвала

Балансировка изношенного коленвала производится двумя хорошо отработанными методами:

  • Статическим, к которому прибегают при малозаметных отклонениях параметров от нормы. При таком ремонте вал подвергается обработке в неподвижном состоянии. Его более тяжелая часть направляется вниз, а легкая балансируется с применением грузиков, фиксируемых на ее краю. Далее производится инструментальное стачивание металла с более тяжелого участка;
  • Динамическим, который выгодно отличается от предыдущего повышенной точностью обработки. К данному методу прибегают, когда появляется необходимость избавиться от хорошо заметных неравномерностей. Для такой процедуры применяют особый станок. Зафиксированный в нем вал раскручивается до необходимой скорости. Далее лазерным методом выявляется зона, где имеет место наибольшее утяжеление. Именно этот участок подвергается шлифованию ради удаления излишков металла.

Балансировка коленвала в домашних условиях

При желании произвести балансировку можно прямо в своем гараже. Это позволит сэкономить немалые деньги на визите в автосервис.

Для успешного уравновешивания коленвала в домашних условиях потребуется особое устройство. Это станок, в котором будет монтироваться маховик.

Конструкция такого станка предельно элементарна. Вот почему собрать его собственноручно будет по силам даже тому, кто не имеет опыта в производстве орудий труда.

Изготовление рамки и установка гаек

Первым делом следует изготовить рамную основу станка. Ее габариты определяются протяженностью конкретного коленвала. На данном этапе мастеру понадобятся трубы и профили.

  • Сварив из них раму, в паре ее уголков и по центру расположенной напротив трубки следует проделать пазы для шпилек.
  • На эти места методом сварки насаживаются гайки, резьба которых соответствует ширине шпилек.

Монтаж контргаек и опорных стоек

Накануне балансировки раму выставляют четко горизонтально. По окончании выравнивания на гайки накручиваются контргайки.

Затем рядом с каждым углом рамы проделываются пазы для четырех 25-сантиметровых прутов, которые будут опорами конструкции.

Финальная стадия сборки станка

Далее следует взять четыре уголка длиною около третьей части метра. В них проделываются отверстия такой же ширины, как и диаметр опор. Каждая пара стоек венчается повернутым ребрами вверх уголком, после чего он приваривается.

В итоге в распоряжении автолюбителя появится нечто наподобие миниатюрного гимнастического снаряда. Коленчатый вал будет устанавливаться на противостоящие друг другу П-образные стойки. Можно приступать к балансировке.

Алгоритм балансировки коленвала

После изготовления станка коленвал следует балансировать, следуя приведенной ниже схеме.

  1. Станок выставляется параллельно горизонту. Регулировка осуществляется путем подкручивания стоек.
  2. На ровно расположенный станок укладывается коленчатый вал. При наличии неравномерностей в развесовке вал будет крутиться, причем вплоть до момента, пока наиболее тяжелый участок не сместится строго вниз. Обнаруженную неравномерность необходимо устранить.
  3. Для достижения данной цели надо удалить излишек металла в наиболее отягощенной части маховика. Ради уточнения веса металла, подлежащего высверливанию, применяются миниатюрные магниты. Их размещают на облегченной части маховика. Фиксация магнитиков происходит до тех пор, пока коленчатый вал в комплекте с запчастями не перестанет вращаться и примет состояние покоя.
  4. Установив вал неподвижно, магнитики снимают и взвешивают. Так определяется та масса, которую нужно удалить ради восстановления равновесия.
  5. Далее с маховика необходимо сточить металл, причем так, чтобы масса стружки была эквивалентна установленной массе магнитов.

Фото балансировки коленвала в домашних условиях

Ссылка на основную публикацию