Чем отличаются горячие свечи зажигания от холодных

Информация о калильном числе свечи зажигания, которое и определяет, является свеча «горячей» или «холодной», была очень ценной примерно полвека назад. Сейчас актуальность вопроса несколько снизилась, поскольку на автомобиль устанавливаются те свечи, которые одобрены производителем, или их соответствие гарантируется кросс-каталогами запчастей.

горячие свечи зажигания от холодных

Но сама тема интересна с точки зрения теории работы двигателя, его более тонкой подстройки под конкретное применение, а также всем, кто любит осмысливать и уточнять заводские рекомендации.

Чем отличаются свечи зажигания

Определения горячих и холодных свечей чуть выше были поставлены в кавычки, поскольку они чрезвычайно условны. Свеча не может быть реально холодной, её тут же забросает нефтепродуктами и прочими углеводородами, после чего произойдёт полный отказ воспламенения.

Он всегда горячая на пороге самоочистки, другое дело если этот порог несколько сдвигается вдоль оси рабочей температуры.

Температурные качества свечи зависят от многих факторов:

  • свойства материалов электродов и изолятора;
  • геометрия размещения изолятора относительно корпуса, он может выступать в камеру сгорания из резьбовой части или быть в неё утоплен;
  • организация теплоотвода от выступающих частей на тело головки блоки.

Одна и та же свеча в зависимости от конкретного двигателя может быть, как горячей, так и холодной. Однако схожесть массовых конструктивных решений постепенно приводит продукцию к среднему значению калильного числа, а отклонения от него позволяют отнести изделие к горячим или холодным.

Горячие

Горячими считаются свечи, которые быстро прогреваются, поэтому не забрасываются при холодном пуске или отклонениях в составе смеси. Меньше проблем они доставят также и двигателю с большим угаром масла.

Для старых двигателей это было очень важно. Несовершенство конструкции, низкие степени сжатия, нестабильность смесеобразования, особенно в пусковом режиме, вынуждало применять именно такие приборы зажигания. Иначе мотор просто было бы невозможно запустить при низкой температуре.

А низкая степень форсировки не давала свечам перегреться под максимальной нагрузкой. Хотя меры принимать приходилось, например, по размещению источника искры в камере сгорания.

Холодные

При перегреве горячей свечи в цилиндре появлялся опаснейший источник проблем в виде калильного зажигания. Обычно горение смеси инициируется искрой, причём подаётся она в точно определённый момент времени.

Но раскалённая деталь вызовет воспламенение немедленно, как только в её зоне появится смесь более-менее подходящего состава.

Моментально возникнет детонационная волна, фронт горения встретится с поршнем на противоходе ещё до попадания его в верхнюю мёртвую точку. После короткой работы в таком режиме двигатель будет разрушен.

Но достижение серийными моторами высоких удельных характеристик по мощности, да ещё и параллельно с обеспечением конкурентоспособных экологичности и экономичности, неизбежно повысит тепловую нагрузку на свечу до уровня, который раньше существовал только на спортивных двигателях.

Поэтому конструктивно была необходима стойкость к перегреву, то есть интенсивный теплоотвод. Свечи стали холоднее.

Но и перестараться тут нельзя. Несмотря на точное дозирование смеси современными системами электронного впрыска, излишне холодная свеча снизит пусковые характеристики холодного двигателя.

Одновременно уменьшится её долговечность, поэтому необходим точный подбор приборов зажигания, исходя из условий двигателя. Результат заключён в каталожном номере изделия. Все аналоги должны подтверждать совместимость с ним.

Особенности маркировки

Калильное число обычно кодируется в обозначении производителя. Вместе с прочими характеристиками, геометрическими, электрическими и наличием особенностей. К сожалению, единой системы нет.

Чтобы понять, какие приборы соответствуют аналогам от других производителей, потребуется табличка, которую несложно найти. В ней имеется сопоставление численных значений условного калильного числа. Практического смысла в таких исследованиях уже нет, кроме некоторых исключений.

Когда ставят холодные и горячие свечи зажигания

Одна из таких редких ситуаций – сезонный подбор свечей по калильному числу. Многие производители моторов это позволяют, указывая разброс на один-два пункта по таблице.

То есть зимой можно поставить более горячую свечу, а летом вернуться к номиналу или даже перекрыть его, обеспечив защиту от калильного зажигания, если предполагается использовать максимальные способности мотора в жару длительное время.

Значение калильного числа

Можно быть уверенным, что свечи с калильным числом 5-6 от NGK, 6-7 от Bosch, или 16-20 у Denso перекроют потребности большей части гражданских моторов. Но даже тут могут возникнуть вопросы.

В какую сторону число можно считать растущим, насколько критично изменение параметра на минимальный шаг и так далее. Таблица соответствия многое объяснит, но лучше с температурой не экспериментировать.

Нужный параметр давно подобран, имеется артикул для заказа по каталогу, а всё прочее сильно рискованно. Даже если двигатель выживет в обстановке порога калильного зажигания, может разрушиться сама свеча, а уж её обломки точно натворят бед в цилиндре.

Диагностика двигателя по состоянию свечей

При определении характера неисправности всегда рекомендуется в первую очередь выкрутить свечи. Их внешний вид многое расскажет, конкретные случаи имеются в виде красочных фотографий, подборки которых легко доступны в сети.

Можно лишь добавить, что часто интересно не состояние или цвет изолятора, а сравнение его с соседним. Особенно если сканер указывает на конкретный цилиндр.

В общем случае потемнение изолятора означает избыток углеводородов или недостаточный прогрев. И наоборот, выкрашивание и оплавление при белом цвете керамики – признак перегрева.

Надо понимать, что выявление конкретных причин – задача непростой диагностики и только по цвету вряд ли получится выдать диагноз.

Если свечи отработали свой примерный ресурс, а он редко превышает 10-20 тысяч километров для дешёвых медно-никелевых изделий, то их внешний вид может указывать не на проблемы с двигателем, а на износ самой свечи. Такие детали меняются комплектом безусловно, и в большинстве случаев результат приятно удивляет.

Ссылка на основную публикацию