Гибридные автомобильные аккумуляторы: как обслуживать и заряжать

Совершенствование автомобильных стартерных аккумуляторов происходит по нескольким направлениям. Это снижение требований к регулярному обслуживанию, улучшение электрических и прочих эксплуатационных характеристик, а также повышение надежности и долговечности.

Различные технологии в области свинцовых батарей связаны с материалом электродов, конструкцией сепараторов и физическими свойствами электролита.

Получение компромисса взаимоисключающих качеств всегда приводит к появлению гибридных конструкций.

Что такое гибридная АКБ (обозначение, маркировка)

Для обеспечения нужных качеств, особенно в стартерном режиме, свинцовые электроды делаются из несущей решетки и губчатой активной массы того же свинца. Металл легируют примесями, в основной массе это относительно устаревшая сурьма или кальций. Соответственно и батареи считаются сурьмянистыми или кальциевыми.

Кальциевая технология обладает рядом преимуществ, но недостатки также присутствуют, в частности, более высокая цена. В порядке совмещения плюсов можно изготовить один из электродов с добавкой сурьмы. Обычно это анод (положительный электрод). Второй, катод, легируется кальцием.

Если чисто кальциевые аккумуляторы маркируются «Ca-Ca», то у гибридных присутствуют обозначения типа Hybrid, Calcium Plus или Ca+. Существуют и дополнительные пометки, связанные с особенностями эксплуатации.

Например, чисто сурьмяные отличаются большим расходом воды при зарядке, электролит набирает неприемлемую плотность, а его уровень падает. Кальциевые наоборот, часто делаются необслуживаемыми, поскольку расход воды минимален.

У гибридов эти свойства могут проявляться на разном уровне. Отсюда и дополнительная маркировка:

  • L (Low) – типичное обозначение для гибрида, показывающее, что приняты меры к снижению частоты контроля и обслуживания;
  • VL (Very Low) – АКБ еще реже будет нуждаться в доливке дистиллированной воды;
  • N (Normal) – средние показатели, но во всяком случае лучше, чем у сурьмы.

Встречается также маркировка VRLA, что означает общую герметичность конструкции, но присутствует предохранительный клапан по давлению, если вода все же накопится в виде парогазовой смеси до угрожающей величины.

Срок службы аккумулятора

В целом гибридная технология позволяет повысить долговечность АКБ, но тут все зависит от режимов эксплуатации.

Дело в том, что отдельные моменты могут как продлить жизнь батареи, так и резко её понизить, вплоть до полного отказа на самых ранних этапах.

Так сурьмянистые электроды более лояльны к глубоким разрядам, чем кальциевые (последние достижения в легировании снижают разницу, как и все прочие слабости Ca-Ca, но неизменно ведут к росту цены).

Но при этом они интенсивно теряют воду, что при невнимательном подходе к контролю и обслуживанию гарантируют сульфатацию, потерю емкости и отказы.

Кальциевые могут считаться необслуживаемыми, но на практике это будет означать полное отсутствие проверок и тот же исход. Ничего страшного, батарея просто заменяется на новую.

Тем не менее, считается, что гибриды при должном уходе способны прослужить до семи лет. Позволяя при этом некоторые вольности в режимах обслуживания и заряда-разряда, недоступные как для дешевых сурьмянистых, так и дорогих кальциевых.

Рекомендации по обслуживанию

В отличие от более лояльных к невнимательности кальциевых, гибриды все же требуют частого контроля уровня электролита.

Серная кислота, если не было откровенных выбросов или утечек, никуда не девается, надо лишь доливать дистиллированную воду и проверять разброс плотности по банкам.

Если же уровень был упущен, возможно проведение процедур восстановления от сульфатации и тренировочных циклов. Это позволит надолго сохранить исходную емкость и стартерные возможности.

Правила зарядки гибридного аккумулятора

Принципиальной разницы в режимах зарядки у всех трех типов свинцово-кислотных АКБ с жидким электролитом нет. Они даже легче переносят ускоренные заряды, чем более совершенные AGM и Gel.

В типовом случае заряд производится током, численно равным 10% от емкости в ампер-часах. Можно считать процесс завершившимся после достижения напряжения примерно 14,5 Вольт с постепенным падением зарядного тока.

Батарея при этом будет заряжена не на 100%, но в этом и нет необходимости. При попытке дозаряда либо начнется интенсивное кипение, либо резко увеличится затрачиваемое время из-за падения КПД. При необходимости пополниться до 100% можно, уменьшив для безопасности ток до 1-2 Ампер.

В буферном режиме на автомобиле напряжение генератора поддерживается в диапазоне 14-14,2 Вольт. Оптимальное значение немного выше, чем у сурьмы, но ниже кальция, но на эксплуатацию это слабо влияет.

Хуже постоянный недозаряд при нарушении баланса потребления и восполнения или перезаряд из-за неисправного регулятора.

Преимущества и недостатки

Каждое свойство следует сравнивать с сурьмянистыми или кальциевыми аналогами.

По кальцию:

  • повышенная стойкость при повторных глубоких разрядах;
  • низкая цена и возможность восстановления;
  • возможность повышения срока службы регулярным обслуживанием;
  • лояльность к мелким нарушениям электрических режимов.

По сурьме:

  • меньший объём обслуживания;
  • низкий саморазряд во время хранения;
  • стойкость к повышенному напряжению бортовой сети;
  • способность лучше противостоять коррозии электродов;
  • механическая прочность.

Недостатки зеркально отражают достоинства, вопрос лишь в объектах сравнения.

Общим выводом можно считать рекомендацию кальция основной массе потребителей, малосурьмянистые батареи – более продвинутым пользователям, желающим сэкономить, а гибриды выглядят чем-то средним, во многих случаях оптимальным.

Ссылка на основную публикацию