Как определить что стучит в двигателе автомобиля — причины и пути решения неисправности при запуске на холостых, холодную и горячую

Автор: Автосервис Master Service

Любой двигатель имеет определенный процент износа, при уменьшении которого требуется либо замена машины, либо капитальный ремонт мотора с заменой соответствующих деталей. Несерьезных шумов в двигателе быть не может, каждый звук что-то значит.

Стук, треск, лязганье — звуки, которые не должны издаваться вашим автомобилем. Могут появиться дым из-под капота, увеличиться расход масла, бензина, авто с трудом набирает мощность при разгоне. Стук может появиться и при включении машины, и при наборе скорости. И чем ярче вы слышите звук, тем хуже становится ситуация с двигателем.

Звуки из ДВС

По своей сути, стук в движке возникает в тот момент, когда одна деталь ударяется о другую деталь. Если этот звук не преследовал вас при покупке машины, вероятно в этом виновно критическое увеличение рабочих зазоров между элементами мотора.

  • Стук может иметь специфическую тональность за счет материала, а изменение этой тональности говорит об изменениях характеристики материала.
  • Например, звук мягких деталей, которые работают с твердыми (вкладыши, подшипники) может меняться, так как износ мягкой детали происходит быстрее.

А если проблема в стыке газораспределительного механизма, то стук будет одинаков на протяжении долгого времени, так как такие детали изготовлены из прочного материала.

Возможные причины

Первопричиной звука в движке является образование зазоров. Способствовать увеличению зазора могут детали двигателя, материал, из которых изготовлены детали, сверхсильные нагрузки на мотор, неисправности в смазочной системе или системе охлаждения.

  • При этом от материала деталей зависит скорость их изнашивания. Например, поломка таких уязвимых элементов, как кривошипного и шатунного механизмов или поршневой системы, может привести к поломке буквально за 5-10 километров пробега.
  • Но некоторые компоненты двигателя могут издавать звуки, которые не приведут к необратимой или серьезной поломке, так как они изначально прочны и выносливы.

Стоит учитывать, что не всегда зазоры являются причинами стука в движке. Причинами могут быть детонация в цилиндрах из-за больших нагрузок, заклинивание или перекос деталей, недостаток масла.

В любом случае, стук или иные посторонние звуки в двигателе это веский повод отвезти вашу машинку в техцентр, даже если вам кажется, что автомобиль не теряет скорость и едет как обычно.

Какой может быть звук

Шум может быть постоянным и периодическим (появляющийся при маневрах, наборе скорости или сразу при включении авто), может быть разной частоты и тональности.

  • Как правило, появление стука при наборе оборотов, совершаемых коленвалом, одно из самых распространенных явлений.
  • И чем быстрее совершаются обороты, тем выше частота звука.
  • Тональность звука и его сила увеличиваются при трении, нестыковках кривошипно-шатунного или ГР механизма.

Моторная смазка тоже играет не последнюю роль в распространении звуков. При горячем двигателе она будет терять свою густоту, и способствовать увеличению звука из двигателя.

Как распознать причину звука

Специалисты из сервисного центра могут найти проблему, опираясь лишь на тональность и локализацию места стука. Помимо стетоскопа они используют и специальное электронное оборудование.

Любой автолюбитель, новичок или профессионал начинает с определения места стука. Помимо самого мотора, стучать могут и другие элементы автомобиля — навесные детали, которые потеряли сцепление с основой, ремень генератора или газораспределительная камера, помпа или детали из-за отсутствия смазки в генераторе.

Чтобы исключить последний момент, достаточно просто заменить смазку или долить нужное количество.

Если вы убедились, что звук происходит точно из двигателя, то теперь можно приступать к диагностике. Для этого можно использовать стетоскоп. Итак, какой стук может издавать движок?

  • Стук как ударение металла о металл. Как правило, такой звук локализуется в верхней части двигателя. Основная проблема заключается в неверной корректировки клапанов или же в их изношенности. Интенсификация оборотов и соответствующее нарастание шума в движке намекают на увеличение зазоров в стыковочных механизмах.
  • Лязганье, появляющееся при наборе скорости или маневренных движениях. Вероятно, происходит детонация топливно-воздушной смеси раньше обычного. Весь удар приходится на поршни, которые и являются источником шума. «Стучание пальцев» — так называют этот стук водители авто.
  • Стук низкой или средней тональности, происходящий из нижней части мотора, считается наиболее опасным, так как он говорит о плохом состоянии внутренних деталей самого двигателя. В таком случае необходим капремонт.
  • Звук трения железных колодок между собой. Интенсивность трения может варьировать в зависимости от увеличения или уменьшения оборотов мотора. Опытные специалисты считают, что этот звук возникает вследствие неисправности газораспределительного механизма, а именно — ее цепной части. В машинах с ремнем в ГРМ не бывает таких звуков.

Двигатель стучит на горячую

Если стук начинается при хорошо прогретом моторе, значит, проблема кроется в коленвале или поршневой системе. Это связано с тем, что при непрогретом движке пока еще густое масло нивелирует возможные звуки от изношенных деталей и зазоров. Затем моторное масло становится менее густым, и изношенная система издает шум.

Откуда могут идти звуки на горячую?

  1. Из коренных подшипников, когда зазор между вкладышами и шейками коленчатого вала увеличивается.
  2. Из шатунных подшипников, если появился зазор между опорой и шейкой коленчатого вала.
  3. Из треснутого поршневого пальца.
  4. Из юбки поршня при появлении в ней трещин.

Чем чревато

Любые посторонние звуки из движка — это результат значительного износа каких-либо деталей автомобиля. Ослабление крепления детали, агрегата или узла может свидетельствовать о появлении зазора.

В таких случаях, желательно везти свою машинку в хороший автосалон, где ей окажут качественную диагностику и специализированную помощь.

Фото-инструкция по диагностике двигателя автомобиля

Ссылка на основную публикацию