Как система «Активный капот» обнаруживает и защищает пешеходов

Водитель и пассажиры в современном автомобиле надёжно защищены системами пассивной безопасности. Это прочный силовой каркас кузова, сминаемые зоны снаружи этой клетки, устройства удержания человека и смягчения ударов. Работают и активные средства предотвращения ДТП.

С пешеходами всё обстоит гораздо хуже, у них нет никакой защитной экипировки. Частично делу могут помочь меры по доработке самой опасной передней зоны автомобильного кузова, так называемые активные капоты.

Что собой представляет система

Устройство предвидит наезд на пешехода, подготавливая капот автомобиля к оптимальному для безопасности углу встречи. Помешать столкновению оно не сможет, для этого есть иные средства активной безопасности, но зафиксировать неизбежный наезд техническое оснащение сумеет.

В состав системы входят типовые устройства для любой автоматики:

  • датчики распознавания опасного сближения с человеком на дороге;
  • быстродействующее электронное устройство, обрабатывающее их сигналы и принимающее решение;
  • механизмы и узлы, перемещающие капот в положение минимального вреда;
  • иногда надувные подушки для летящего через капот в лобовое стекло пешехода;
  • система удержания, падающий на асфальт человек может получить не менее опасные травмы, чем от удара о машину.

Работа электроники и сопряжённой с ней механики дополняется и более простыми мерами смягчения удара. Исключаются малогабаритные и имеющие острые кромки детали отделки и декора, все внешние элементы выполняются максимально податливыми.

Их задача – принять неизбежную деформацию при соприкосновении на себя, причинив минимальные травмы. Это касается капота, переднего бампера, решёток и рамок радиатора, стеклоочистителей. Лобовое стекло мягким быть не может, но угол его расположения играет не менее важную роль.

Принцип работы

Бесконтактные, а иногда и контактные датчики определяют наличие человека в опасной зоне. Это может работать как элемент активной безопасности, так и пассивной.

В первом случае будут приняты только меры по отображению пешехода на экране или аварийному торможению, если водитель не успевает отреагировать. Во втором – срабатывают механизмы защиты.

Электронный блок должен отличить одну ситуацию от другой. Для этого радарные или работающие в видимом диапазоне датчики с большой скоростью анализируют скорости и ускорения людей в поле зрения, а также непрерывно располагают информацией о скорости, её изменениях и направлении движения автомобиля. В безвыходной ситуации вырабатывается команда на минимизацию последствий.

Основной элемент механической безопасности – это капот. Он должен приподнять свою заднюю кромку на определённую высоту, чтобы часть энергии удара была с амортизирована его последующим перемещением вниз под тяжестью упавшего человека.

Для этого задние кронштейны крепления капота снабжаются пиропатронами, пружинным устройством и направляющими. После срабатывания пиропатронов капот устанавливается в нужное положение.

Сама по себе эта кузовная деталь может только замедлить наезд. Более эффективно сработают подушки защиты пешеходов, если они предусмотрены. Аирбэги также снабжены пиропатронами, вызывающими срабатывание газогенераторов. Подушки надуваются за несколько десятков миллисекунд, полностью закрывая лобовое стекло.

Пешеход будет принят с допустимым уровнем замедления. Необходимые условия для раскрытия подушек заложены в алгоритме электронного блока. Обычно это минимальная скорость наезда, раскрытие пешеходного аирбэга при меньшем уровне нецелесообразна.

Как происходит распознавание пешехода

Система технического зрения в передней части автомобиля своими радарными и видеодатчиками создаёт в памяти электронного блока образ окружающего пространства на глубину нескольких десятков метров. Все попавшие в это поле объекты отслеживаются по габаритам, скорости и направлению.

Отождествление объекта как пешехода происходит путём сравнения с его типовым образом, хранящимся в памяти. Там же расположены и критерии определения опасности. В случае их превышения происходит выработка команды на действия систем торможения или подготовки автомобиля к удару.

Для надёжности сравниваются сигналы от нескольких независимых камер и датчиков. Сложности возникают именно в выборе грани между ложными срабатываниями и пропуском реальной опасности, над этим работают все автопроизводители и специализированные компании.

Распространённые неисправности системы

Сама по себе система не менее надёжна, чем прочие элементы безопасности в автомобиле, но иногда проблемы возникают именно из-за ложных срабатываний. Это может произойти, в частности, при езде по неровной дороге.

Приходится заменять одноразовые узлы пиропатронов. Проще на тех автомобилях, где привод поднятия капота пружинный или при помощи сервоприводов на электромоторах. Их можно ограниченное количество раз вернуть в исходное положение у дилера.

Иногда система отказывает без срабатывания. В этих случаях неисправность обнаруживается самодиагностикой, на приборной панели появляется сигнал отказа активного капота.

Если сброс ошибки сканером не помогает, то приходится анализировать цепи на обрыв или замыкание с ремонтом отказавшего участка.

Обычно причина состоит в окислении контактов и разъёмов проводки, а также повреждённых коррозией датчиках. После восстановления соединений или замены датчиков ошибку следует системно сбросить.

Ссылка на основную публикацию