Как увеличить мощность искры на свече зажигания

Мощная искра – необходимое условие для поджигания смеси бензина с воздухом критического состава. При нормальном стехиометрическом соотношении особых показателей энергии разряда не потребуется. Но когда для экономии состав смеси «зажимается» от нормального до обеднённого или даже бедного, возможны перебои с воспламенением.

Это даст обратный эффект – часть бензина бесполезно улетит в трубу. Отсюда необходимость особого внимания к искре.

Причины из-за которых может быть слабая искра на свечах

Принцип батарейного зажигания настолько же прост и понятен, насколько примитивен и нелогичен с точки зрения современной электроники.

Но ничего лучше сделать не удаётся — в массовом производстве способ накопления энергии в магнитном поле индукционной катушки для автомобилей пока незаменим. Причём она же одновременно служит и повышающим трансформатором.

Проявлением прогресса стали лишь несколько принципиальных изменений:

  • используются индивидуальные катушки на каждую свечу;
  • исключены прерыватели и распределители (трамблеры);
  • вместо контактов установлены полупроводниковые ключи (драйверы);
  • накопление энергии не зависит от числа цилиндров.

В результате проблема недостатка энергии, то есть мощности системы зажигания, перестала существовать. Но остались еще относительно старые моторы, где это актуально.

И там есть несколько вопросов к разработчикам зажигания, особенно после того, как мотор уже «устанет»:

  • катушка зажигания (бобина) накопила в себе множество компромиссов между мощностью, эффективностью на больших оборотах, высоким коэффициентом трансформации и конструктивной надёжностью, то есть она одинакова плоха во всех этих факторах, тем более при большой наработке;
  • борьба с радиопомехами сама по себе успешна, но работает за счёт снижения энергии искры;
  • при повышении напряжения во вторичной цепи, необходимого для пробоя увеличенного зазора в свече, сказывается как увеличение степени сжатия моторов, так и электрическая прочность высоковольтной арматуры;
  • автозаводы не проявляют рвения в разработке средств усовершенствования старых систем зажигания, в результате рынок заполнен откровенными мошенниками с чудо-изделиями.

На самом деле добавить мощности системы несложно, если понять, как это реально делается на основе знания матчасти.

Способы усиления искры

Для понимания основ терминологии – важна энергия искры, а мощность – это способность узла генерировать больше энергии в единицу времени.

Установка двух катушек

Накопленная в бобине энергия пропорциональна индуктивности и квадрату силы тока. Увеличивать первое нежелательно, поскольку снизится скорость нарастания тока, а второе – предъявит тяжёлые требования к ключу и также ограничит быстродействие. У тока есть время для нарастания только в промежутке между искрами.

Выход достаточно прост – можно поставить вторую катушку со своим ключом (коммутатором). Заодно и ликвидировать распределитель для четырёхцилиндрового мотора.

Разряд будет происходить через две свечи сразу, вторая при этом не помешает, там такт выпуска при небольшом давлении. А два коммутатора дополнительно повысят надёжность.

Установить свечи без резисторов

Резистор в свече нужен для подавления радиопомех. Попутно он давит и ток разряда. Это незаметно для напряжений современных систем, а у старых забирает важную энергию.

Если помехи не волнуют, а искра нужна хорошая — есть свечи вообще без гасящих резисторов.

Поставить высоковольтные провода из меди

Ровно то же самое относится к ВВ проводам. Они содержат погонное сопротивление, давящее помеху путём сглаживания фронта разряда. Заодно и мощность. Можно установить обычные высоковольтные провода с медной жилой.

Увеличить расстояние между электродами

Если получится любыми способами поднять напряжение во вторичной цепи, то эффект от этого реализуется увеличением разрядного промежутка. Вырастет объём разрядной плазмы, а значит и энергия.

Установить на свечу усилитель

Практически все «усилители» для свечей придуманы мошенниками. Используется простой эффект внедрения дополнительного разрядного промежутка.

Благодаря ему фронт нарастания напряжения на свече становится круче, что в некоторых ситуациях полезно, но в большинстве только уменьшает энергию на величину второго разряда.

Поставить бесконтактную систему зажигания

Самое эффективное – внедрить современный принцип искрообразования. Коммутаторы с надёжным полевым ключом, датчик Холла в трамблёре, набор правильных катушек зажигания от инжекторного двигателя.

Можно даже установить «мозги» от впрыскового (инжекторного) мотора, задействовав их чисто на зажигание. Это полностью решит все проблемы и закроет вопросы по искрообразованию во всех режимах.

Ссылка на основную публикацию