Какой ресурс у современных двигателей и как его продлить

Для каждого двигателя известен заложенный изготовителем ресурс до капитального ремонта. Но это очень среднее значение, в реальности мотор может быть убит при пробеге в несколько раз меньшем, а бывает, что он служит, перекрывая вдвое-втрое положенный срок. Известны и рекордсмены, так называемые «миллионники».

Что самое интересное – в эту категорию может попасть и самый средний по долговечности агрегат, которому повезло с условиями эксплуатации. Специалистам хорошо известны все причины такого разброса в сроке службы автомобильных моторов.

Что влияет на ресурс ДВС автомобиля

Прежде всего стоит взглянуть на детали разобранного для ремонта двигателя. Особенно если он не один, а это многочисленные ДВС разных марок, приходящие на ремонт в специализированное предприятие.

Такая статистика позволит судить:

  • о слабых местах конкретных моделей и модификаций;
  • общих проблемах долговечности ДВС;
  • состоянии деталей после выработки большого ресурса;
  • причинах преждевременного попадания моторов в ремонт;
  • корреляции между условиями эксплуатации и ресурсом;
  • зависимости срока службы от своевременного технического обслуживания и его качества;
  • влиянии особенностей личности владельца на износ автомобиля.

Отсюда легко выводятся рекомендации по продлению срока работы до предельного износа, в том числе и при выборе автомобиля, нового или подержанного:

  • изначально недорогой двигатель, все детали которого несут следы экономии в производстве, не может служить дольше более качественно сделанного, при этом попадающего в высокую ценовую категорию;
  • высоконагруженные моторы, когда при малом рабочем объёме и массе, сжатых габаритах и высокой удельной отдаче достигаются выдающиеся характеристики, не отличаются долговечностью;
  • своевременное обслуживание и мелкий ремонт предотвращают отказы отдельных узлов, которые могут стать причиной крупных поломок и быстрых износов;
  • напрягая мотор большими нагрузками или нежелательными для него режимами, можно очень сильно приблизить капремонт;
  • любителям автоспорта стоит покупать приспособленные к этому машины, а не гражданские бюджетные изделия.

Стоит учитывать также, что ресурс теоретически измеряется в моточасах, а не километрах пробега. Изнашиваются и стационарные двигатели.

Какой срок службы у дизельного и бензинового мотора

Если принять средний срок службы среднестатистического бензинового мотора в 200 тысяч километров, то не сильно форсированный дизель прослужит 300.

Это связано с более жёсткой работой, из-за которой в дизельный двигатель закладываются усиленные детали. К тому же дизтопливо обладает определёнными смазывающими свойствами.

Это не означает, что дизели практичнее. Вопрос спорный, они дольше служат и меньше расходуют, но при этом их ремонт, особенно топливной аппаратуры, гораздо дороже.

Как увеличить ресурс двигателя

Способы обеспечения долголетия двигателям доступны каждому владельцу.

Смазка

Все механизмы в ДВС смазываются моторным маслом. Оно обеспечивает множество функций, в том числе и жидкостное трение, когда детали скользят по тонкой масляной плёнке.

Отсюда главное требование к обслуживанию – использовать только качественный продукт, подходящий данному мотору, и менять его не реже 7-8 тысяч километров пробега, а в отдельных случаях и чаще.

Манера езды

Механизмы не любят предельных режимов. И это не только максимальные обороты, но и нагрузки при малых. Большой крутящий момент развивается при скромных давлении маслонасоса и циркуляции масла.

Плёнка может разрушаться, происходят контакты металлов в подшипниках и прочих узлах трения, а в режимах максимальной отдачи – ещё и в условиях локальных перегревов.

Температурный режим

Мотор категорически нельзя перегревать. То есть следует обращать внимание на состояние системы охлаждения, вовремя заменять антифриз и контролировать его уровень.

При сомнительном состоянии лучше отключить в жару кондиционер и включить отопитель. Но не надо доводить до этого, исправная машина редко перегревается.

То же касается прогрева. Из него не стоит делать культ, доводя температуру до рабочей на холостых оборотах, но и сразу стартовать зимой не надо, а во время движения не давать больших нагрузок до полного входа в тепловой режим.

Обкатка

Современные моторы в ней не нуждаются. Меры на этот счёт приняты заводом. Но максимальный ресурс будет обеспечен, если первую тысячу эксплуатировать машину в щадящем режиме, при средних оборотах, и не выжимать акселератор до упора.

Моторные мелочи

Таковых в двигателе нет. Каждое требование инструкции (кроме сроков замены масла, которые надо сократить вдвое) надо выполнять.

На ресурс влияет всё, качество и состояние фильтров, правильность их монтажа, работа свечей, катализаторов (особенно, они умеют быстро убивать поршневую), привода ГРМ, зазоры клапанов и многое другое.

При малейшем проявлении, не говоря о регламентном сроке, неисправность надо устранять. Это же касается регулировочных работ, если они предусмотрены.

Тюнинг

Сложно вспомнить, какое усовершенствование двигателя не повлияет на его ресурс. Причём в 95% случаев в худшую сторону. Поэтому не надо бездумно «чиповать» блок управления или внедрять спортивный обвес впуска-выпуска.

Всё это работает, но тогда не стоит ожидать долголетия от машины. Цель любого бизнеса, включая автопроизводителей – что-то продать клиенту, а не обеспечить долгую работу механизмов. Отсюда и массовое появление «одноразовых» моторов с небольшим ресурсом и сложностями с ремонтом.

Бензин (дизтопливо)

Тут всё просто – заправляться только на проверенных брендовых станциях и применять бензин с наивысшим из допустимых инструкцией октановых чисел.

Если двигатель переносит некачественное топливо, то это не означает, что на нём он проедет столько же километров без ремонта. Экономии не получится. Оно и расходуется быстрее, и приближает капитальный ремонт.

Ссылка на основную публикацию