Почему тормозные колодки изнашиваются неравномерно, где искать причину

Максимально долго тормозные колодки и диски прослужат только в том случае, когда износ происходит одинаково у внешней и внутренней накладок, а также симметрично с правой и левой стороны автомобиля. По осям добиться равномерности почти нереально, но это и не заложено в конструкцию.

Неравномерный износ тормозных колодок

Такой близкий к идеальному расход материала помимо сокращения затрат на эксплуатацию влияет и на безопасность.

Увод машины при торможении или динамический перекос диска может внезапно и неожиданно для водителя привести к потере стабильности и управляемости.

Какой срок службы у тормозных колодок

Говорить о средней величине долговечности колодок по пробегу бессмысленно. На это влияет множество факторов:

  • сочетание характеристик материалов накладок и поверхности дисков или барабанов в заводской конфигурации;
  • манера езды водителя, насколько часто он пользуется тормозами и на каких скоростях, перегревы, использование торможения двигателем;
  • предпочтения владельца при выборе колодок на замену, как экономические, так и эксплуатационные, многим важнее субъективные впечатления от работы тормозов, чем реальная эффективность, в том числе и по скорости износа;
  • состояние дороги, наличие абразивов, грязи и активных химических веществ;
  • преобладание равномерного движения или рваного режима разгон-торможение в зависимости от местности;
  • техническое состояние элементов тормозной системы.

Тем не менее многие усредняют показатель. Примерно считается, что колодки потребуют замены через 20 тысяч километров пробега.

Скорее это можно считать среднестатистическим показателем для гражданских легковых автомобилей.

Распространенные причины неравномерного износа колодок

У каждой проблемы есть свои корни, можно выделить основные из них. Часто определить причину можно по конкретным особенностям неравномерного износа.

Когда только одна из колодок изнашивается быстрее

В каждой паре колодок дискового тормоза подразумевается, что прижиматься к диску они будут с одинаковым усилием, а отодвигаться после растормаживания синхронно и на одинаковое расстояние.

При появлении неисправностей эти условия не соблюдаются, в результате одна из колодок начинает изнашиваться быстрее. Либо она испытывает большее давление, принимая на себя основную нагрузку, либо не отводится, продолжая изнашиваться без давления в тормозной магистрали.

Чаще всего наблюдается именно второй случай. Разница в давлении прижима маловероятна даже при асимметричном механизме с плавающей пассивной скобой. А вот отведение может быть затруднено из-за коррозии или износа (старения) деталей. Колодка всегда частично прижата, трение небольшое, но постоянное.

Происходит такое при коррозии внутренней поверхности тормозного цилиндра или износе направляющих. Кинематика нарушается, колодка зависает в прижатом состоянии или даже подклинивает.

Помогает замена ремкомплекта суппорта, обычно это поршень, уплотнения и направляющие. Можно обойтись очисткой и смазкой, но это менее надёжно. Смазка используется только специальная, высокотемпературная. В тяжёлых случаях приходится менять суппорт в сборе.

Клиновидное стирание

Обычно износ накладок с разной скоростью по рабочей площади случается в мощных тормозах с несколькими цилиндрами. Со временем они перестают создавать равномерный прижим, несмотря на однозначно одинаковое давление жидкости.

Но возможны и перекосы скобы при механизме с единственным поршнем из-за коррозии или сильного износа. Приходится заменять суппорт или детали направляющего механизма.

Клин может располагаться как вдоль, так и поперёк колодок. Такое связано с установкой новых колодок на неравномерно изношенный диск, который следовало бы заменить или проточить.

Пара колодок справа быстрее трётся чем слева

Может быть и наоборот. Справа это происходит чаще по причине правостороннего движения, чем ближе к обочине, тем больше воды и грязи попадает в зону трения.

Но это не единственная причина, их может быть много:

  • из-за той же влажной грязи происходит ускоренная коррозия деталей с одной из сторон;
  • один из механизмов был обслужен более тщательно и грамотно;
  • естественным образом детали стареют не одновременно;
  • брак деталей;
  • разница в давлении из-за ABS или воздуха в системе;
  • деформация деталей при перегреве или механических причинах;
  • старение внутреннего покрытия тормозных шлангов.

Как правило, эту ситуацию можно рано диагностировать по стабильному уводу машины в сторону на торможении.

Неравномерный износ колодок барабанного механизма

Основные эксплуатационные отличия барабанного механизма состоят в принципиальной разнице между работой передней и задней колодок.

Конструктивно предусмотрена их синхронная работа, но только в идеальных условиях одинакового износа. Со временем одна из колодок начинает испытывать геометрическое подклинивание, а прижим другой определяется только давлением на поршень.

Вторая причина – работа ручного тормоза через несимметричный привод рычагов и распорной планки. Нарушение регулировки или коррозия приводят к разному прижиму, а также неодновременному отпусканию.

Механизм «ручника» требует регулярного обслуживания и замены тросов. Меняются не только колодки, но и комплект рычагов, пружин, планок. Барабаны также исследуются на предельный износ по внутреннему диаметру.

Почему задние колодки изнашиваются быстрее передних

Задние тормоза гораздо менее мощные, чем передние, по причине динамического перераспределения веса машины на переднюю ось.

Это контролируется механическими или электронными регуляторами тормозного усилия для предотвращения блокировок. Отсюда теоретическое соотношение срока службы колодок примерно один к трём в пользу задних.

Но два фактора могут повлиять на ситуацию.

  1. Первое – на задние пары трения летит гораздо больше грязи и абразивов. Часто именно из-за этого сзади ставят более защищённые, хотя и менее эффективные барабаны.
  2. Второе – влияние ручного тормоза в тех конструкциях, когда основная и стояночная системы используют одни и те же колодки. Его неисправности ведут к притормаживанию на ходу и быстрому изнашиванию.

Бывают и автомобили, где мощность передних тормозов настолько выше, чем у задних, что колодки заканчиваются примерно одинаково. Естественно, любые отклонения могут привести к сокращению долговечности задних.

Ссылка на основную публикацию