Преобразователь ржавчины: какой лучше выбрать для авто и как использовать

Очистка кузова авто перед нанесением грунта, требует тщательной зачистки элементов до голого металла. Только так можно обеспечить долговременную защиту. Малейшие остатки окислов вызовут реакцию, в результате которой все слои лакокрасочного покрытия (ЛКП) будут подняты выделяющимися газами.

Заманчиво выглядит использование химических средств, восстанавливающих окислы до металла, а также образующих инертные соединения с железом, но и там не всё идеально работает.

Как средство останавливает ржавчину

Чаще всего используется водный раствор ортофосфорной кислоты. Он реагирует с окислом железа (ржавчиной), образуя фосфат, покрывающий деталь плёнкой, однако реакция с металлом также будет проходить, что нежелательно.

Необходимо либо полностью устранить кислоту после проработки окислов, либо исключить её влияние на кузовное железо, что практически затруднительно, поскольку плёнка фосфатов имеет пористую структуру.

Проблема решается добавкой в промышленно производимое средство специальных веществ – ингибиторов, которые существенно замедляют реакции остатков кислоты с железом.

Кроме того, в составе обычно присутствуют ещё некоторые вещества:

  • соединения цинка, этот металл имеет выгодное гальваническое сочетание с железом, в результате чего в присутствии молекул воды возникает разность потенциалов, защищающая основной кузовной металл;
  • марганец или иные подобные компоненты, обеспечивающие поверхностное легирование примитивной листовой конструкционной стали, в некоторой степени превращающие её в подобие нержавейки, разумеется, очень условно;
  • присадки, укрепляющие физические свойства фосфатно-цинкового покрытия, снижающие её пористость.

В идеале должна образоваться прочная и непроницаемая стена между металлом и ЛКП, располагающая химическими, физическими и адгезионными свойствами, надёжно соединённая с кузовным железом и первичным грунтом.

К сожалению, подобное фосфатирование надёжно можно произвести только в заводских условиях, где есть соответствующая ванна для обработки кузова окунанием, в которой поддерживается необходимая для реакций высокая температура.

Надеяться на волшебные свойства препаратов автохимии не стоит, их возможности ограничены, имеются недостатки, и механической подготовки кузова к покраске они не заменят.

Правила применения

Методика работы с каждым конкретным препаратом излагается в инструкции, но есть и общие моменты, подразумевающие, что массовый состав содержит ортофосфорную кислоту, соли цинка и других веществ.

Подготовка поверхности

Металл нужно механически зачистить до серебристого блеска. Все преобразователи работают только с очень тонкими слоями ржавчины, практически невидимыми.

Когда препарат отработает, поверхность должна приобрести равномерную светлую окраску. Наличие дефектов потребует повторной механической очистки и обработки преобразователем.

Как наносить

В зависимости от консистенции составы наносятся кистью или распылением. В любом случае кисть надёжнее. Присутствует эффект активного втирания раствора в оксидированную поверхность.

После чего задаётся время на срабатывание, оно определяется инструкцией и температурой кузова.

Нужно ли смывать преобразователь после нанесения

На этот счёт имеется два мнения. Одно утверждает, что данная кислота безвредна для железа в присутствии ингибиторов, более того, послужит дополнительной защитой. Второе противоположно и на практике себя оправдывает.

Каков бы ни был состав преобразователя, на деле это всего лишь средство для устранения ржавчины химическим путём. Продукты его работы безвредны и служат дополнительной защитой. Но исключить протекания реакций после обработки невозможно, а изделие уже будет покрыто непроницаемым слоем грунтов, красок и лаков.

В результате связь ЛКП с металлом будет нарушена, начнутся отслоения, поэтому промывка и просушка обязательны.

Многие средства после обработки формируют загрунтованную поверхность, пригодную под нанесение краски. Как правило, они не содержат агрессивных кислот, промывание не предусмотрено технологией.

5 лучших преобразователей ржавчины для авто

На сегодняшний день брендов очень много, но действительно хороших средств единицы.

Ниже обзор самых популярные среди маляров, которые красят авто в гаражах.

Цинкарь

Популярное средство, содержит цинк и марганец. Обеспечивает полноценную защиту, но требует много времени на обработку, от одного нанесения вряд ли получится достойный результат.

Химик

Похожий на Цинкарь по принципу действия и самому бюджетному ценовому диапазону состав. Защитный слой чуть менее прочен, марганец в составе отсутствует.

Loctite 7505

Преобразующий многокомпонентный состав, после обработки ржавчины грунтующий поверхность.

Многие современные препараты импортного происхождения работают именно так, хотя это лишь способ быстрого ремонта, например, после появления подплёночной коррозии. Полноценное обновление ЛКП так не делается.

Hi-Gear HG5718

Тот же принцип действия, аэрозольная упаковка, которая упрощает нанесение, но не добавляет качества. Затруднительно работать по малой площади. При многослойном нанесении выполняет роль грунта под окрашивание.

Sonax

Одно из лучших средств для быстрой обработки и консервации металла. От глубокой ржавчины не поможет, но в экстренных случаях позволит остановить её распространение. Недостаток – высокая цена.

Чем можно заменить

Как видно из описания механизмов действия различных кислотных, бескислотных и солевых средств с органикой, простейшим и достаточно эффективным будет приготовление раствора ортофосфорной кислоты.

Результат примерно тот же, а цена несравнима. Что же касается цинка и марганца, то эффект от них при использовании по технологии преобразователей ржавчины небольшой, им вполне можно пренебречь, обеспечив качественную зачистку и грунтование.

Ссылка на основную публикацию