Расточка блока цилиндров автомобиля в домашних условиях своими руками. Зачем нужна, как делается и как растачивают блок (60 фото)

Автор: Автосервис Master Service

О том, что блок цилиндров можно расточить и тем самым продлить срок его службы, одновременно повысив мощность машины, большинство автолюбителей знает только понаслышке.

Как правило, не имевшие дела с данной процедурой водители даже понятия не имеют о том, что станкостроительная промышленность давно освоила выпуск устройств, позволяющих с помощью особой фрезы быстро привести в порядок сильно изношенный и деформированный БЦ.

Бесспорная экономическая выгода

В то же время стоимость расточки делает ее намного выгодней, чем приобретение нового аналогичного блока. Большой необходимости в расширении цилиндров нет лишь для обладателя советской машины 1980-х и 1990-х годов выпуска, любые запчасти для которой можно подыскать чуть ли не бесплатно.

Что лучше — купить контрактный мотор или сделать расточку блока

Если же автолюбитель обзавелся далеко не старым Мерседесом, то новый БЦ для него обойдется очень и очень дорого.

Предлагаемая в таких случаях покупка контрактного узла не позволит добиться существенной экономии.

  • Вряд ли она вообще имеет какой-то смысл, поскольку намного проще и дальновидней будет доплатить еще примерно 150 тысяч рублей за совершенно новый блок, да еще и с «нулевыми» поршнями.
  • А вот расточка изношенного импортного блока обойдется заметно дешевле и не принесет тех неожиданностей, которыми обычно огорчают видавшие виды или побывавшие в авариях контрактные блоки.

Когда делают расточку двигателя

Чаще всего расточку цилиндров производят в ходе осуществления следующих воздействий:

  • Тюнинга двигателя;
  • Его планового капитального ремонта.

Реальная возможность увеличения мощности

Эффективное форсирование мотора требует долгих инженерных расчетов и точнейшего воплощения составленного проекта. При этом важно отдавать себе отчет в том, что далеко не все разновидности двигателей допускают какую бы то ни было прокачку.

Ощутимые перемены в динамике машины появятся даже при расширении диаметра цилиндров всего на 2 мм. Этого будет вполне достаточно, чтобы усилился нажим газов на поршни.

Некоторые сложности моторного тюнинга

Правда, ради обеспечения данного результата придется вмешаться в устройство воздушных и газовых магистралей, переделать топливный и выхлопной механизмы.

В самом легком случае тюнинга удается просто заменить шатуны на более длинные и установить ремонтные предварительно расточенные до нужных параметров гильзы.

Зачем делать расточку блока цилиндров

Нередко тюнинг делают, когда обнаруживается необходимость в основательном восстановлении цилиндров. Чаще всего приятное повышение тяги совмещают с полезным ремонтом, если диагностика БЦ выявляет:

  • Сильное искажение первоначальной конфигурации;
  • Отклонения в значении диаметра;
  • Критическое накопление дефектов, в том числе задиров и царапин.

Стирание цилиндра поршневыми кольцами

Типичной причиной искажения заводской геометрии на определенном этапе пробега является трение колец о стакан. Под воздействием поршней он приобретает овальные или конусные очертания.

Данный дефект невозможно обнаружить воочию, однако его способен выявить высокоточный инструментальный замер.

Косвенные признаки появления эллипса

В целом ряде случаев о том, что цилиндр больше не круглый, можно догадаться по следующим отклонениям от штатных параметров:

  • Снижению компрессии;
  • Перерасходу машинного масла;
  • Масляному засорению свечей зажигания;
  • Приобретению выхлопами синеватого оттенка.

Пути устранения деформаций и дефектов

Для исправления данной ситуации применяют расточку БЦ и монтаж на поршни колец ремонтного калибра. Эти меры позволяют решить проблему значительного расширения стакана. В некоторых случаях сначала растачивают блок до нужного диаметра, а потом устанавливают в него сменные гильзы.

  • По той причине, что в цилиндре постоянно происходит движение поршня, гладкая поверхность стакана со временем покрывается широким рядом разного рода изъянов. Как правило, они имеют вид заусениц и царапин.
  • Подобные повреждения характерны также для поршней и их комплектующих. Для исправления таких деформаций стакан не только растачивают, но и хонингуют, то есть подвергают полировке с помощью абразивных веществ.

Поиск хорошо оборудованной мастерской

Расточку блока цилиндров лучше поручать не простому любителю повозиться с машинами в гараже и даже не местному прославленному кулибину, а профессионалу, специализирующемуся в данной сфере автосервиса. Правда, такого мастера придется хорошенько поискать.

Даже найдя его, нужно обязательно поинтересоваться, каким именно оборудованием он намерен воспользоваться.

Оно должно быть не только в хорошем состоянии, но и новым, отвечающим сложившимся на сегодня стандартам точности обработки, скорости проведения процесса, автоматизации управления фрезой и ее охлаждения.

Специализированные и комбинированные станки

Для хонингования выпускаются особые станки, встречаются также и комбинированные модели. На таких установках хонинговка сменяется расточкой путем фиксации соответствующей рабочей насадки. Чаще всего хонингование производится следом за расточкой или полностью ее заменяет.

Разновидности хонинговочных станков

Для сервисных работ такого рода выпускаются станки трех типов:

  • Вертикально-расточные, получившие наиболее широкое распространение;
  • Координатно-расточные, позволяющие задать особо точное расположение фрезы и безошибочно отследить рабочий процесс. Станки данного типа стоят довольно дорого и потому найти их можно лишь в крупных автосервисах;
  • Горизонтально-расточные, представляющие собой видоизмененные фрезерные станки. Такое оборудование сегодня почти не применяется, так как работает с крупными погрешностями.

Тщательный контрольный замер

Перед началом работы слесарь-расточник руками или на специальной станине измеряет параметры стакана. Данный момент является наиболее ответственным во всей расточной процедуре и потому должен проводиться с особой тщательностью.

Если мастер верно зафиксирует блок цилиндров на станине, то замеры будут сделаны безупречно.

Если же при этом будут допущены неточности, то нарушится принцип соосности, при замере не будет обеспечен прямой угол, и проведенный затем тюнинг приведет к ускоренному износу автомобильного мотора.

Расточка, полировка, хонингование

Затем мастер сам или в процессе переговоров с клиентом решает, какие именно ремонтные воздействия следует произвести. Важнейшей задачей автослесаря на данном этапе является точное соблюдение размеров расточки.

Сама она при этом не отнимает много времени, особенно, если проводится автоматически под полным контролем компьютера.

Далее производятся шлифование до зеркальной гладкости или хонингование. При том, что на зеркальной поверхности стакана не будет даже малейших отклонений от идеального цилиндра, практика показывает, что стандартное хонингование создает предпосылки для более успешного притирания поршневых колец к стаканам.

Фото до и после расточки блока цилиндров автомобиля

Ссылка на основную публикацию