Что такое автобаферы и нужны ли они автомобилю

В качестве упругого элемента автомобильной подвески обычно используются спиральные цилиндрические или бочкообразные пружины. Они имеют примерно линейную характеристику зависимости усилия от геометрического сжатия, что говорит о постоянной жёсткости.

Проставки

В ряде случаев полезно иметь переменную, прогрессивную или с резким нарастанием силы сопротивления в конце рабочего хода. Автозаводам это применять не очень интересно, считается достаточным включение в работу упругих резиновых отбойников.

Но для автовладельцев здесь есть поле для деятельности по кастомайзингу подвески – индивидуальному изменению свойств. В частности, путём использования автобаферов – упругих межвитковых проставок.

Зачем автовладельцы устанавливают автобаферы

Об установке межвитковых проставок автомобилисты задумываются в нескольких случаях:

  • После первой серьёзной загрузки автомобиля, как правило, с превышением разрешённой грузоподъёмности, кузов становится в настолько низкое положение, что брызговики начинают касаться асфальта, клиренс снижается до неприемлемого, а рабочий ход подвесок на сжатие падает до нуля;
  • Со временем пружины настолько устают и просаживаются, что подобная ситуация возникает уже при вполне приемлемой массе пассажиров и багажа;
  • Автомобиль часто используется как полугрузовой, владелец часто перевозит, например, стройматериалы или сельхозпродукцию, жёсткости гражданской комфортной подвески уже не хватает;
  • Автовладелец любит ездить быстро, не всегда по идеально ровным дорогам, не рассчитанная на это ходовая часть подвергается постоянным пробоям с громкими пугающими ударами, колёса в таких условиях плохо отрабатывают траекторию, управляемость не устраивает;
  • Скоростной режим не нарушается, но машина часто эксплуатируется по плохим дорогам или полному бездорожью, сказывается нехватка клиренса, проявляется интенсивная раскачка.

Не всегда водители способны различить причины нежелательного поведения автомобиля, связанные с жёсткостью упругих элементов подвесок или демпфирующих.

Характеристики пружин и амортизаторов тесно связаны при расчёте конструкции и проведении дорожных испытаний, поэтому автобаферы иногда не оправдывают ожиданий, но замена стоек на более спортивные частично решает проблему. Тем более межвитковые упругие проставки позволяют при этом сэкономить на замене пружин.

Плюсы и минусы межвитковых проставок

К достоинствам этого элемента подвесочного тюнинга можно отнести:

  • простоту и дешевизну решения непростой проблемы;
  • понятность и доступность технического решения по приданию пружинам прогрессивной характеристики;
  • дополнительную стабильность автомобиля на больших скоростях за счёт переменной жёсткости пружин;
  • увеличение клиренса загруженного автомобиля при умеренном его росте без груза, довольно важно для безопасности не задирать бездумно кузов над дорогой, увеличивая расстояние до центра масс и связанное с этим плечо опрокидывания;
  • снижение кренов в затяжных поворотах;
  • уменьшение нагрузки на штатные отбойники, а также вероятности появления пробоев;
  • рост ресурса амортизаторов.

Всё это даром не даётся при таком простом решении многочисленных вопросов:

  • пружины не рассчитаны на работу с проставками, увеличивается вероятность поломок перегруженных крайних витков;
  • снижается общий комфорт автомобиля;
  • долговечность оставляет желать, поскольку автобаферы подвержены быстрому износу, а главное – их очень сложно надёжно закрепить, особенно по мере увеличения износа;
  • добавочная жёсткость негативно скажется на ресурсе прочих деталей и узлов ходовой части, сбалансированной на заводе и плохо переносящей грубое вмешательство в один элемент.

Результат понравится владельцу только при полном понимании, что именно он изменил в автомобиле и чего стоит ожидать.

Принцип работы автобафера

Между витками пружины, обычно в средней её части, устанавливается полиуретановая или резиновая распорка, не позволяющая им сомкнуться под нагрузкой.

Таким образом, при замыкании прочих витков до полного касания пружина не превратится в монолит, а продолжит работать на сжатие с увеличенной жёсткостью.

Если даже такой крайний случай не наступил, сопротивление спирали на сжатие возрастает за счёт уменьшения количества работающих в свободном пространстве витков.

Жёсткость модернизированного узла возрастёт аналогично замене всей детали на усиленную. Но цена вопроса существенно ниже. К тому же в любой момент можно вернуться к штатному варианту.

Разновидности изделий и размеры

По примененному материалу изделия могут быть из резины или полиуретана. Последние предпочтительнее, поскольку это стойкий, прочный к износу пластик, работающий в широком диапазоне температур, что важно, учитывая место работы детали.

Размер проставок выбирается из таблиц, которые несложно найти. Поскольку обычно диаметр пружины связан с межвитковым расстоянием под определенной нагрузкой, то типоразмеров не так много, они маркируются латинскими буквами от A до S.

Некоторые учитывают коническую или бочкообразную конфигурацию пружины с переменным диаметром витков и межвитковым расстоянием. В этом случае появляется дополнительная цифра в обозначении.

Как самостоятельно выбрать автобафер

Замер производится линейкой или шаблоном на нагруженном своим весом (без багажа и людей) автомобиле. Берётся значение в предполагаемом месте монтажа, между краями соседних витков. Затем по таблице выбирается типоразмер.

Но ещё проще использовать имеющийся в сети калькулятор выбора. Там указывается марка и модель автомобиля, после чего форма выдаёт код требуемого изделия для передней и задней осей.

Как правильно установить (инструкция от А до Я)

Всё можно сделать самостоятельно. Работа не сложнее замены колеса.

  1. Выбранное колесо поддомкрачивается, машина страхуется подставкой, на домкрате работать нельзя.
  2. Витки очищаются и смазываются мыльным раствором.
  3. Проставка вводится между витками при помощи мощной отвертки. Излишек по длине обрезается, нужен строго один шаг пружины.
  4. Автобаферы дополнительно укрепляются пластиковыми хомутами через имеющиеся отверстия.
  5. Машина снимается с домкрата и можно переходить к следующему колесу.

Чтобы убедиться в полезном эффекте, можно измерить клиренс до и после установки.

Ошибки, которые можно допустить

Основная ошибка – выбор самого дешёвого комплекта на рынке. Такие изделия будут плохо поглощать удары, особенно при низких и высоких температурах.

Тем более недостаточная скорость восстановления формы после сжатия приведёт к тому, что они скорее всего будут утеряны на первой же серьёзной неровности.

Слишком жёсткие проставки быстро приведут к усталости крайних витков пружин и поломкам. Вся экономия будет отработана ценой новых деталей и стоимостью работы по замене.

При неправильном выборе размера автобаферы будут выгибаться из рабочего пространства или наоборот, иметь слишком свободную посадку, вываливаясь на ходе отбоя.

Ссылка на основную публикацию