Содержание
- 1 Датчик холостого хода — конструкция и назначение
- 2 Место установки и принцип работы датчика холостого хода
- 3 Признаки неисправности датчика холостого хода
- 4 Диагностика работы датчика холостого хода, как сделать диагностику своими руками?
- 5 Инструменты, приспособления, расходные материалы
- 6 Как заменить датчик холостого хода своими руками (пошагово)
- 7 Как можно восстановит работоспособность датчика холостого хода (подробно)
- 8 Советы профи
Датчик холостого хода — это автомобильный узел, который стабилизирует обороты мотора в режиме холостого хода. Отметим, что регулятор холостого хода и датчик холостого хода — это одно и то же. При этом правильнее говорить регулятор холостого хода (сокращенно РХХ), поскольку все автомобильные датчики являются измерительным оборудованием. Если в работе РХХ есть проблемы, у вас могут возникнуть сложности с управлением автомобилем. Об этом далее в статье.
Датчик холостого хода — конструкция и назначение
Как уже было сказано, датчик холостого хода — это устройство, контролирующее холостые обороты мотора. Благодаря ему двигатель поддерживает оптимальные режимы работы, что увеличивает срок службы его составляющих. Кроме того, в холодное время холостые обороты прогревают силовой агрегат до рабочей температуры. Таким образом, РХХ отыгрывает достаточно важную роль в работе двигателя автомобиля. Кстати, он состоит только из трех компонентов:
- Шаговый электродвигатель.
- Пружина.
- Шток, на конце которого есть конусная игла.
С более подробным строением этого элемента вы можете ознакомиться на картинке ниже:
Место установки и принцип работы датчика холостого хода
На машинах семейства ВАЗ РХХ находится на дроссельном узле, а точнее, на его корпусе, возле механизма положения дроссельной заслонки. Крепится он двумя винтами. Суть работы РХХ заключается в открытии/закрытии канала, проходящего в обход дроссельной заслонки. Когда мотор работает, датчик оборотов вращения коленчатого вала сообщает о скорости вращения элемента (зачастую сведения передаются с помощью специальных меток).
Контроллер, в свою очередь, принимает решение: открыть или закрыть клапан. Руководствуется он при этом разными алгоритмами и расчетами. Далее датчику ХХ поступает команда, которую нужно выполнить. Так, посредством выдвигания штока с иглой уменьшается или увеличивается подача горючего в мотор.
Признаки неисправности датчика холостого хода
О неисправностях РХХ могут говорить такие симптомы:
- «Плавают» обороты мотора на ХХ.
- При прогреве авто обороты двигателя не увеличиваются.
- Плохой запуск силового агрегата даже при нажатии газовой педали.
- Внезапная остановка работы мотора на нейтральной передаче.
- Падение оборотов двигателя после включения энергопотребителей: магнитолы, печки, кондиционера или фар.
Отметим, что такие признаки могут спровоцировать и другие устройства, которые связаны с подачей топлива (например, топливный фильтр или свечи). Поэтому перед заменой датчика ХХ сделайте диагностику исправности ряда других важных деталей. Лишь убедившись в поломке РХХ можно приступать к замене датчика.
Диагностика работы датчика холостого хода, как сделать диагностику своими руками?
Для проверки ДХХ на исправность находим сам механизм и вытаскиваем из него колодку с проводами. Если на вашем авто установлен 1.6-литровый ВАЗовский мотор, предварительно откручиваем два крепежных компонента дроссельного узла и смещаем его на 10 мм от торца ресивера.
Затем проведите цепь датчика и посмотрите, подходит ли напряжение к нему. Для этого применяется обычный вольтметр. Для определения напряжения подключите минусовую клемму к массе и подсоедините к колодке проводов выводы «A» и «D» (чаще всего они обозначены на колодке). Далее включите зажигание и посмотрите показания вольтметра. Если признаки подачи тока вообще отсутствуют, значит неисправна вся цепь или ЭБУ. Если же напряжение на шкале менее 12 В, скорее всего, у вас разряжена АКБ.
Если вольтметр показывает напряжение 12 В и больше, продолжаем эксперимент. Выключите зажигание и проверьте сам ДХХ. Клеммы тестера подсоедините к выводам A, B, C, D. Общее сопротивление при этом должно колебаться в пределах 50-55 Ом. Затем измерьте сопротивление попарно. Если РХХ нормально функционирует, устройство покажет бесконечное сопротивление. Если датчик выдает другие показания, то он неисправен и нуждается в замене. Если же значения соответствуют норме, скорее всего, проблема заключается в свечах либо прочих компонентах автомобиля.
Инструменты, приспособления, расходные материалы
При проведении работ по замене РХХ вам потребуются только две крестовые отвертки, а также немного двигательного масла, чтобы смазать уплотнительное кольцо.
Как заменить датчик холостого хода своими руками (пошагово)
Порядок работ:
- В первую очередь обесточьте бортовую систему автомобиля, для чего снимите с АКБ минусовую клемму.
- Затем отсоедините колодку с проводами, которые идут к датчику от дроссельного патрубка. Для этого нажмите пальцем на пластмассовую защелку-фиксатор.
- Теперь выкрутите два болта крепления и снимите с патрубка датчик. Иногда здесь могут возникать проблемы — винт, расположенный возле ресивера, может выпасть во время выкручивания. Во избежание этого, желательно извлечь сначала левый крепежный механизм, а затем откручивать правый.
- Теперь следует немного потянуть на себя датчик и выкрутить правый винт. Такая последовательность позволит не растерять элементы крепления и значительно ускорить процесс снятия.
- Когда старый датчик демонтирован, установите на его место новый. В целом установка РХХ выполняется аналогично демонтажу, только в обратной последовательности. Специалисты рекомендуют перед работой нанести на уплотнительное кольцо несколько капель двигательного масла.
- Последний этап — калибровка РХХ. На отечественных авто данная процедура автоматизирована, поэтому вам нужно только надеть минусовую клемму и включить зажигание на несколько секунд, после чего снова выключить его. На этом калибровка РХХ успешно завершена. Транспортное средство полностью готово к эксплуатации.
Как можно восстановит работоспособность датчика холостого хода (подробно)
Порядок работ:
- Открутите две крепежные гайки дроссельного узла и отводим его в сторону на 10 мм.
- Затем отсоединяем от ДХХ колодку проводов.
- Наносим на ватную палочку WD-40 и тщательно прочищаем все каналы.
- Далее крестовой отверткой откручиваем два болта, крепящие РХХ. Если здесь нет креплений, придется снимать дроссельный узел.
- Теперь вытащите сам механизм. При наличии на нем масла и черной грязи, кроме чистки РХХ, нужно будет выполнить очистку всей дроссельной заслонки.
- Затем нанесите WD-40 на конусную иглу с пружиной.
- После очистки устройство сушится и монтируется на место.
- Перед установкой проверьте расстояние от корпуса устройства до иглы — оно должно составлять 23 мм.
Советы профи
Рекомендуем посмотреть следующее видео: