Из-за чего раздувает расширительный бачок системы охлаждения

Расширительный бачок системы охлаждения двигателя автомобиля – это пластиковая ёмкость с крышкой, расположенная под капотом и связанная шлангами с основным радиатором. Форма его может быть самой разнообразной, из-за компоновочных соображений и функционала. Если она сферическая, то трудно заметить раздутие, но в прочих случаях бачок может принять пугающий вид, явно свидетельствующий о нештатном внутреннем давлении.

Расширительный бачок

И тут действительно есть повод для беспокойства – это может быть сигналом о серьёзных неисправностях, с которыми продолжать работу мотора недопустимо.

Предназначение расширительного бачка в системе охлаждения двигателя

Бачок на автомобилях появился после перевода двигателей на закрытую герметичную систему охлаждения и круглогодичное использование незамерзающей жидкости – антифриза.

Он оказался нужен по нескольким причинам:

  • жидкость содержится в системе в большом количестве, она расширяется при нагреве, что вызывает в целом полезное увеличение давления, но избыток должен выходить в расходную ёмкость;
  • над уровнем антифриза потребовался значительный буферный объём газа, предотвращающий за счёт своей сжимаемости аварийный скачок давления;
  • даже небольшой уход антифриза по разным причинам должен быть возмещён, иначе эффективность охлаждения недопустимо упадёт, для этого в бачке имеется запас;
  • прозрачные стенки из пластика позволяют регулярно контролировать заполненность системы и вовремя фиксировать опасные утечки;
  • в бачок отводятся посторонние фракции в виде паров и пены через отдельную трубку, помогая избежать завоздушенности в критических случаях;
  • пробка бачка содержит аварийный клапан, срабатывающий при перегревах и предотвращающий разрушения слабых мест.

Особенностью таких систем стала работа при температуре, превышающей точку кипения антифриза на уровне моря. Физически парообразование предотвращается за счёт роста давления.

Это позволяет увеличить стабилизированную температуру двигателя, тем самым повысить его КПД и снизить расход топлива. Но одновременно повышается опасность отказа при мелких неисправностях, что приведёт к мгновенному закипанию, выбросу жидкости и перегреву мотора.

Причины раздувания бачка

Некоторые бачки незначительно раздуваются и при нормальной работе. У них достаточно тонкие стенки, а в системе давление составляет порядка 1.5 бар, поэтому ситуация вполне штатная.

Дальше, если температура и давление растут, должен сработать предохранительный клапан в крышке.

Неисправная крышка

Если при аварийном увеличении давления клапан в крышке не сработает, то оно будет расти и дальше, кипение при этом не возникает. Но все участки системы, обладающие эластичностью, начинают раздуваться.

Их опасных мест это шланги и радиаторы. Чтобы это предотвратить, слабым местом искусственно делается бачок. Его раздувание трудно не заметить.

В первую очередь следует устранить причину перегрева. Это отдельная тема, часто бывает достаточно снять нагрузку с двигателя. Но если не работает вентилятор, или имеются другие неисправности, то мотор следует заглушить, несмотря на опасность потери герметичности из-за разрывов в системе.

Циркуляция жидкости прекратится и начнётся локальное кипение в самых нагретых участках блока и головки. Но это лучше, чем заклинивание поршней.

Пробку можно проверить подачей контролируемого манометром давления в бачок от компрессора или просто заменить на исправную. Которую тоже лучше проверить, точка срабатывания клапана индивидуальна для каждой модели двигателя.

Газы

В систему могут проникать выхлопные газы из цилиндров. Такое происходит чаще всего из-за пробитой прокладки между головкой и блоком. Там рядом расположены каналы охлаждения, масляные, а также уплотнения камер сгорания.

Наличие газов проверяется различными способами. Проще всего – на запах. Антифриз не должен содержать несгоревших углеводородов. Иногда используется газоанализатор.

Выход выхлопа в бачок фиксируется также если надеть на горловину без пробки резиновую перчатку или воздушный шарик. Стабильное наполнение говорит о проходе газа.

Необходимо обратиться на СТО за диагностикой двигателя, опрессовать систему, принять решение о ремонте мотора.

Кипение охлаждающей жидкости

В некоторых случаях антифриз может закипеть, несмотря на рост давления. Например, как описано выше, при остановке перегретого мотора.

Кипеть будет и при потере герметичности той же крышки или других участков. Такое происходит в жаркое время года и высокой нагрузке.

Может отказать вентилятор, который служит не для поддержания стабильности, чем занимается термостат, а именно предотвращения аварийного роста температуры.

Нарушения циркуляции из-за поломок насоса (помпы), её привода или грязи в системе также ведут к кипению. Давление скачком нарастает, бачок раздувается.

Как проверить качество бачка

К сожалению, на рынке много бачков, изготовленных из некачественного пластика, со слишком тонкими стенками, а также заведомо ненадёжными пробками с клапаном.

Проверить качество при покупке затруднительно, поэтому следует покупать только изделия проверенных и известных фирм. Разумно ориентироваться на репутацию компании в сети, а также на цену. Хорошее дешевым не бывает.

Поработавшее изделие проверяется на сохранность формы, наличие помутнений пластика и заметных трещин. Бачок меняется при малейших подозрениях, при всей простоте это очень ответственная деталь.

Можно рекомендовать регламентную замену пробки, не дожидаясь отказа клапана из-за коррозии, деградации уплотнений и ослабления пружины.

Последствия раздутия

Раздувшийся до нештатных размеров бачок необходимо заменить. Прочность его уже не восстановится, он может потерять герметичность при вполне нормальном давлении.

В результате оно станет атмосферным, а при таком значении антифриз будет кипеть уже в нормальном тепловом режиме мотора.

К тому же часть его будет утеряна. Циркуляция нарушится, мотор перегреется и потребует крупного и дорогого ремонта. В тяжёлых случаях – замены в сборе. Это несравнимо по цене с дешёвым пластиковым бачком.

Ссылка на основную публикацию