Почему при повороте руля слышен стук на месте и в движении

Рулевое управление должно обеспечивать максимально быструю реакцию шасси на поворот руля. На это рассчитаны все конструктивные решения. В разной мере, в зависимости от класса и назначения автомобиля, оно делается острым, комфортным или регулируемым при помощи переключения настроек.

Однако появление неисправностей портит всю картину. В результате износа возникают люфты, что обычно проявляется в виде стуков со стороны передней подвески.

Признаки неисправности рулевого механизма

Никак не проявляющих себя неисправностей в рулевом управлении практически не встречается. Возможны внезапные поломки по причинам брака или усталости металла в деталях, но это маловероятно.

Основная масса проблем проявляется постепенно, сопровождаясь типовыми симптомами:

  • стуки в подвеске во время движения, что может и не относиться к рулевым механизмам, но в любом случае потребует уточнения;
  • то же самое, но на месте, при попытке повернуть управляемые колёса или просто покачивать руль в обе стороны, может проявляться как в любом положении колёс, так и на определённых углах;
  • звук может проявляться только на вывешенных колёсах, а после загрузки весом машины пропадать;
  • необязательно источник неисправности издаёт стук, это могут быть иные звуки, например, скрипы, хруст, даже более высокочастотные, типа писка;
  • если даже стуки отсутствуют или неярко выражены, проблемы могут проявиться в виде увеличенных свободных ходов или наоборот, подклинивания на рулевом колесе, можно не сомневаться, что затем это перерастёт в угрожающие стуки;
  • заметное ухудшение управляемости автомобиля, причины могут быть не только в рулевом, но проверки обязательны.

Своевременная диагностика по признакам важна, поскольку последствия потенциально серьёзны, от поломок в сопряжённых деталях до внезапной потери управляемости.

Что может стучать при вращении руля на месте

Вращая руль на неподвижной машине можно уточнить локализацию неисправности, отвергнув несколько потенциальных источников. К тому же в тишине лучше слышно, откуда именно раздаётся звук.

Чаще всего хорошо различимые постукивания можно услышать от комплекса рулевого механизма и трапеции. В подавляющем большинстве случаев это система из рейки в корпусе, тяг с шарнирами и наконечников, соединённых с поворотными рычагами.

Характерные источники стука:

  • зубчатая передача от рулевого вала к рейке, здесь предусмотрено беззазорное зацепление, которое таковым вечно оставаться не может;
  • крепление рейки в корпусе, её опорные втулки;
  • сопряжение рейки с рулевыми тягами, здесь расположены сферические шарнирные соединения;
  • пальцы рулевых наконечников в их корпусах, со временем туда попадает грязь, вырабатывается смазка, возникают критический износ, люфт и стуки;
  • возможно ослабление резьбы муфт регулировки схождения колёс, установленных в разрезе тяг трапеции, этот дефект особенно опасен;
  • корпус реечного механизма крепится к моторному щиту резьбовыми соединениями, которые тоже могут ослабнуть, стучать будет весь корпус по металлу щита;
  • более отчётливо слышимый звук от карданных шарниров вала рулевой колонки, её подшипниковых подвесов, телескопического механизма, а также устройств регулирования положения руля.

Все данные источники будут выбирать появившийся люфт при повороте рулевого колеса, то есть характер стука слабо зависит от движения машины.

Можно точно определить источник на подъёмнике или смотровой яме просто поместив руку на подозреваемое место, в то время как помощник станет покачивать руль на различные углы, изменяя резкость и амплитуду движений.

Стуки при повороте руля в движении

Во время езды начинает проявляться кинематическая связь между элементами подвески и рулевого управления. По сути это очень тесно совмещённые механизмы, особенно при движении. Отсюда и взаимосвязь стуков.

  1. Во время поворотов неизбежно появление кренов. Для их минимизации используется самое слабое место подвески по долговечности – стабилизаторы поперечной устойчивости. Сам по себе торсионный вал этого устройства очень прочен, но связан он с рычагами относительно хилыми стойками. Именно здесь и проявляются люфты, создающие стуки при малейших кренах в поворотах. Стойки – типичный расходник, требующий регулярной замены.
  2. То же можно сказать о телескопических амортизаторах популярной подвески МакФерсон. Особенно их опорах на кузове. Знакопеременные нагрузки при смене направления движения вызывают хорошо передающийся по кузову звук.
  3. Передние ведущие колёса связаны с трансмиссией при помощи шарниров равных угловых скоростей – ШРУС. Это очень точно выполненные узлы, работающие в герметичных чехлах со смазкой. Они долговечны, но только до момента нарушения целостности эластичных гофр. Затем туда попадает вода и грязь, ШРУС быстро изнашивается и начинает хрустеть и постукивать в поворотах, особенно под тягой и при больших кренах кузова. Ремонту они не подлежат, меняются по отдельности или в виде привода в сборе.
  4. Переменной нагрузке в поворотах подвергаются и ступичные подшипники. Если там появились зазоры из-за износа, то такая перекладка будет сопровождаться стуком, хотя обычно подшипник раньше начинает гудеть с переменной частотой, зависящей от скорости и нагрузки.

Естественно, все стуки, выявленные в статике, будут проявляться и в движении, но диагностика у них проводится различными способами.

Стук в руль на неровностях при прямолинейном движении

Даже если руль находится в одном положении, удары на него будут проникать из-за неисправностей в ходовой части. Это касается описанных выше связей по элементам подвески, стабилизаторам, амортизаторам, пружинам, шарнирам и рычагам направляющего аппарата.

В этом случае диагностика проводится комплексно, не подразделяясь на подвеску и рулевое управление. Обычно именно это и происходит на СТО.

При работе по неровностям, особенно мелким, на руле может ощущаться стук в амортизаторах. Недостаток масла, а также износ штоков и клапанов будут сопровождаться ударами, через тяги и наконечники проникающими в рейку, а оттуда на вал колонки.

Аналогичный эффект вызовут сломанные пружины, изношенные резиновые подушки, втулки и сайлентблоки. В том числе и крепления вала стабилизатора к кузову или подрамнику.

Нетипичные причины

К нетипичным можно отнести источники звука от крупных элементов ходовой части, силового агрегата, трансмиссии и тормозной системы.

Во всех этих узлах возможно ослабление соединений, появление трещин и поломок деталей, деградация эластичных частей. Тот же подрамник способен получить лишнюю свободу относительно кузова, издавая громкие стуки на неровностях.

Силовой агрегат двигателя и коробки передач подвешен на упругих опорах, часто с гидравлическим наполнением для лучшего демпфирования. Долго такие сложные элементы не служат, а часто допускается установка дешёвых некачественных запчастей.

Результатом становится шумная работа, вибрации, а то и сильные удары металла по металлу. На руле это хорошо заметно, хотя к его механизмам и не имеет отношения.

Стуки способны передаваться даже от колёс и тормозных механизмов. Обычно это нарушения крепежа. Ослабляется посадка тормозных колодок и деталей суппорта, крепления колёс к ступицам, связей поворотного кулака с рулевой трапецией и рычагами подвески.

Всё это подлежит проверке во время регламентной или вызванной шумностью диагностики ходовой части. Тянуть с ней очень нежелательно, это требование прежде всего продиктовано безопасностью.

Ссылка на основную публикацию