Секвентальная КПП: что это за трансмиссия, плюсы и минусы

Большинство автомобилистов подразделяет трансмиссии по типу коробки передач или скоростей, как это называлось раньше – на ручную или автоматическую. Но есть ещё один принципиальный момент в выборе текущей передачи, это прямое включение нужной скорости или последовательный их перебор по мере разгона или торможения. То есть секвентальный по иноязычной терминологии.

Что за коробка SMG или секвентальная трансмиссия

В общем случае любая коробка передач, в которой водитель не может произвольно в любой момент выбрать нужную передачу рычагом или иным селектором, а вынужден их последовательно перебирать, считается секвентальной.

Но это нечётко и не совсем понятно, поэтому есть смысл рассматривать КПП, изначально ориентированные на последовательную смену скоростей в спортивном режиме движения.

Только в нём скажутся основные преимущества SMG (английская аббревиатура, которая в точности и означает секвентальную ручную коробку):

  • поскольку КПП ориентирована на чёткий порядок переключения, то в ней минимизируется время на смену передачи, это чрезвычайно важно в спорте, где из-за особенностей двигателей приходится использовать многоступенчатые коробки с узкими диапазонами оборотов на каждой ступени;
  • с большой вероятностью известный порядок действия механизма позволяет упростить и одновременно выполнить более мощными синхронизаторы, перенеся часть их функций на блок управления двигателем и трансмиссией;
  • быстрый сброс или добавление нескольких передач в принципе возможны, хотя и потребуют избыточного времени по сравнению с обычной МКПП прямого выбора (различные «Н»-схемы и их варианты);
  • по скорости срабатывания и интеллектуальному потенциалу современные SMG-коробки приближаются к более совершенным DSG, при этом будучи более простыми и надёжными.

Недостатков у таких КПП тоже много. Например, в мототехнике также применяются секвентальные коробки, что создает неудобства и требует привыкания.

Но это компенсируется быстрым разгоном и простотой действий при этом, а сама коробка очень прочная при малой массе и размерах.

Устройство СКПП

Возможны разные схемы реализации принципа секвентальности.

Самые простые – это чисто гоночные прямозубые кулачковые МКПП, прочные, быстрые, но очень шумные. В них максимально просто устроены муфты выбора передачи, но при этом усложнен механизм управления.

От него требуется преобразовать два движения в одно – обычно в МКПП реализуется выбор штока переключения и направления движения муфты, первое поперечным перемещением напольного рычага, второе продольным.

Переход же на следующую передачу в одно качание вперед или назад, да еще с последующим быстрым возвратом в ноль требует сложного кулачкового механизма в кулисе.

Сцепление используется при трогании с места, и то не всегда, а выравнивание скоростей при зацеплении кулачковых муфт исполняет сам спортсмен педалью газа.

Для более гражданского применения разработаны секвентальные коробки с гидравликой или электросервомеханизмами в приводе переключения.

Для их управления уже не нужны мощные движения рычагом, достаточно качающегося селектора или даже подрулевых кнопок лепесткового типа. Почти всегда такие коробки предусматривают и автоматический режим, поскольку все необходимое для этого в них уже имеется.

Принцип работы

Коробки с электрическими активаторами называют роботами. Это обычные МКПП, но с управлением по проводам. Секвентальным в них остался только принцип ручного переключения вверх или вниз, когда отключен автомат.

Для сцепления также предусмотрен свой сервопривод, обеспечивающий плавность и синхронизацию с моментом двигателя.

Очень похожи на АКПП коробки типа SMG с гидравлическим управлением. Но если рассмотреть их изнутри, то скорее это обычная механика с исполнительными гидроцилиндрами.

Электронный блок работает через электрогидравлические клапаны, регулируя и перераспределяя давление общего маслонасоса.

Но действует оно не на фрикционные пакеты классической АКПП, а на синхронизированные муфты переключения четных и нечетных передач.

Когда одна включена, две соседние готовятся в зависимости от режима разгона или торможения. Работает единственное сцепление, этим SMG принципиально отличается от DSG.

Преимущества и недостатки

Если отвлечься от общих преимуществ автоматических коробок, связанных с электронным управлением всеми процессами, то преимущество у SMG одно – очень быстрая смена передач при разгоне. И обеспечивается это относительно недорого. Особенно все это было важно в спорте и на тяжелых грузовиках.

На гражданских автомобилях, в том числе и спортивных, но не чисто гоночных, разумнее использовать гидроавтоматы, вариаторы, а в особо быстрых машинах – преселективные КПП с двумя сцеплениями. Это чуть сложнее, но дает еще больше эффекта в сокращении времени разгона.

Отсюда и второй недостаток SMG (первый очевиден – иногда надо включить произвольную передачу) – возможности более современных трансмиссий значительно выше. Хотя и несколько дороже.

Где используются секвентальные КПП

Подобные коробки продолжают производиться и совершенствоваться. В первую очередь для автогонок, где давно управление трансмиссией свелось к двум лепесткам слева и справа от руля, работающим именно с секвентальной коробкой, а кое-где сохранился и рычаг, переключающий ступени по одной движениями на себя и от себя.

Выпускаются и более гражданские версии, но внедрение электроники и гидравлики все больше отдаляет трансмиссию от водителя.

Можно быстро включить любую передачу, но основное достоинство сохраняется – процесс переключения занимает десятки миллисекунд. При этом уже не надо сбрасывать газ или выключать сцепление, все отработается автоматически. Заодно будут исправлены грубые ошибки водителя.

Ссылка на основную публикацию