Почему загораются автомобили?

Неисправности автомобиля, безусловно, являются достаточно досадной неприятностью, однако если транспортное средство воспламеняется, вопрос ремонта оценивается совершенно по-другому. Следует сказать, что риск возгорания автомобиля вполне обоснованный, ведь продукция нынешнего автопрома плохо противодействует огню и способна полностью сгореть за несколько минут. Что касается причин такого явления, то их всегда несколько, и точно определить, в чем дело, можно только после глубокого анализа последствий происшествия. 

Возможные причины возгорания автомобиля

Все причины возгорания транспортного средства можно разделить на несколько групп. Сюда относятся: технические неисправности автомобиля, его конструктивные особенности, человеческий фактор и ряд других обстоятельств, о которых вы узнаете далее.

человеческий фактор

Человеческий фактор не редко становится причиной возгорания автомобиля. Своими неосторожными действиями автовладелец может легко его спровоцировать. В данном вопросе можно выделить ряд наиболее типичных ситуаций.

Возгорание бензина, масла и прочих технических жидкостей. В этом случае причиной загорания горючих материалов является неосторожность водителя, пролившего их на двигатель, после чего жидкость может попасть и на коллектор. Безусловно, как и любой нефтепродукт, масло горит уже при температуре 450 градусов по Цельсию, и такие пожары не редкость.

Но не все рабочие жидкости одинаково реагируют на определенные обстоятельства. Например, тормозная жидкость воспламеняется лишь при условии наличия открытого огня, однако ее попадание в огонь только усиливает пламя, поэтому довольно сложно установить очаг возгорания.

Перегрев выхлопной системы является еще одной возможной причиной пожара, которая, вместе с перегревом мотора, может вызвать возгорание пролитого бензина или смазочной жидкости. Кстати, хотелось бы отметить, что температура выпускного коллектора способна достигать 600 градусов Цельсия.

Неполное сгорание горючей смеси влечет за собой то, что часть бензиновых паров может попасть в выхлопную трубу, в которой произойдет еще одна детонация, сопровождаемая перегревом катализатора. В итоге температурные показатели достигают 1200 градусов Цельсия, что легко может вызвать возгорание предметов отделки автомобиля и его лакокрасочного покрытия.

Стоит сказать, что поиск места возникновения пожара — достаточно сложная работа, которая зачастую занимает не один час времени. И если уцелел блок предохранителей, вполне возможно, что его осмотр укажет на направление развития внутреннего пожара электропроводки, хотя разделение проводов сгоревшей косы — это дело небыстрое.

Помимо этого, в результате своей длины, большое количество проводов не имеет предохранителей и становятся очень хрупкими при перегреве. Если короткое замыкание произошло на провод массы, можно определить место замыкания, основываясь на следах оплавления проводки.

недочеты и недостатки конструкции автомобиля

В этой ситуации главный виновник возгорания транспортного средства — его производитель, поскольку даже незначительные упущения в конструкции автомобиля создают условия для возгорания. Естественно, когда недостатки определенной модели становятся явными, производитель может отозвать с рынка свою продукцию, однако людям, которые уже потерпели убытки, не становится легче от этого. Правда, в данном случае вполне реально добиться материальной компенсации.

Например, не так давно автоконцерн «Форд» был вынужден отозвать свои автомобили с продажи, поскольку их бензобак имел существенный дефект, способный вызвать воспламенение. Справедливости ради нужно сказать, что каждый крупный производитель автомобилей хоть раз, но все же вынужден был отзывать на доработку свою продукцию.

неполадки в электросистеме автомобиля

В списке наиболее распространенных причин пожаров этот фактор стоит на втором месте. Конструкция любой аккумуляторной батареи довольно сложная, тем более, когда речь идет о элементах гибридных и электрических автомобилей. АКБ могут выделять взрывоопасный газ в двигательном отсеке, а любое даже малейшее замыкание может повлечь за собой возгорание.

Впрочем, аккумулятор и сам по себе довольно часто становится причиной пожара, поскольку в большинстве автомобилей его очень просто повредить. Достаточно просто облить батарею большим количеством воды либо охлаждающей жидкости, которая может вытечь из поврежденного патрубка.

Кроме того, не забывайте, что опасности, которые связаны с электрической системой, не ограничиваются лишь подкапотным пространством и способны вызвать воспламенение на любом другом участке автомобиля.

неисправность топливной системы

К неисправностям топливной системы относятся так называемые «бензиновые» пожары. Этот вид воспламенений зачастую объясняется разными неисправностями бензобака, топливной магистрали, а также системы впрыска топлива. Данный вопрос особо актуален для современных автомобилей, где электронасос подкачки топлива находится прямо в бензобаке.

Пары бензина могут самовоспламеняться при температуре 430 градусов Цельсия, однако при наличии искры данный процесс может начаться при температуре в — 42 градуса по Цельсию. Такие пожары чаще всего начинаются в месте монтажа карбюратора или инжектора, и при долгом горении не редко вызывают деформацию данных деталей и повышение подачи горючего к очагу воспламенения.

утечки газа в автомобиле с газовым оборудованием

На ТС с газовым оборудованием причинами воспламенения часто становятся поврежденные трубки, соединяющие бак с редуктором или бак с форсунками. Также основой для возгорания автомобиля не редко являются разрывы мембраны испарителя, силиконовых трубок либо чрезмерный износ фильтра. Также не нужно забывать о неточностях в регулировке газового оборудования, ведь если параметры подачи топлива неудачно отрегулированы, пропорции соблюдаются не всегда, что ведет к перегреву мотора и выхлопной системы.

утечка антифриза

Неопытным автовладельцам может показаться, что охлаждающая жидкость при возгорании ТС является наименее опасной, однако это не так. Убеждаться в этом чаще всего приходится обладателям старых авто, хотя в наше время данная неприятность грозит и современным ТС. Они могут загореться в результате утечки охлаждающей жидкости и ее попадания на раскаленную поверхность блока двигателя или выпускного коллектора.

Наперекор установленному факту, некоторые специалисты считают антифриз негорючим материалом, в результате чего истинная причина воспламенения может остаться тайной. Кроме того, при проведении экспертизы не редко удается узнать, что непосредственно перед возгоранием водитель замечал пар, исходящий из двигательного отсека — типичный призрак перегревшегося мотора.

А когда водитель останавливался, чтобы более точно диагностировать проблему, автомобиль просто загорался. Что же привело к пожару? Суть в том, что охлаждающая жидкость — это смесь воды с этиленгликолем, который испаряется при температуре 110 градусов, а его воспламенение происходит при температуре 410 градусов по Цельсию. В разных видах бензиновых моторов (особенно в вариантах с турбонаддувом) данные показатели могут значительно превышаться.

Испытания, проведенные в лабораторных условиях, показали, что возгорание этиленгликоля, как правило, происходит лишь при утечке ОЖ, то есть тогда, когда горячая жидкость попадет на выпускной коллектор, а закипевшая вода, которая входит в состав жидкости, начнет испаряться.

В итоге оставшийся этиленгликоль способен загореться даже при температуре 120 градусов, особенно если рядом есть искрящая проводка. На практике это значит, что случайная искра может воспламенить пары данного вещества, после этого этиленгликоль начнет гореть стабильным и сильным пламенем. Безусловно, другие элементы двигательного отсека тоже окажутся в зоне риска.

Пожары, которые произошли в результате возгорания антифриза, всегда выглядят как поджоги, а оплавление радиаторов из алюминия происходит в V-образном виде, т. е. сверху вниз. При холодном, полностью остывшем двигателе воспламенение ОЖ фактически невозможно. что является важным фактом во время проведения экспертизы на предмет причины воспламенения авто.

поджог

Преднамеренный поджог авто часто становится главной причиной возгорания при страховых махинациях. Например, если автовладелец хочет получить страховое возмещение и сообщает о краже автомобиля, таким методом можно скрыть улики. Правда, большинство страховщиков уже давно знает о способе «подстроенной кражи», поэтому никому, даже наиболее расчетливому и умному «вору» не удастся все хорошо сымитировать. Как правило, в процессе экспертизы все примененные уловки раскрываются, а это значит, что можно получить уголовный срок за подстроенное преступление.

Иногда причиной поджога авто становится поломка мотора, ведь, по мнению владельца автомобиля, он сможет получить страховку, не отягощая себя хлопотами о ремонте. Но тщательно проведенное расследование установит правду, даже если поджигатель тщательно замаскирует свою работу.

Не редко преднамеренный поджог применяют настоящие мошенники, которые украли из авто все ценные вещи и таким образом пытаются «замести» следы. В результате автовладельцу будет сложно разобраться, что было украдено и кем.

самовозгорание

Не всегда при возгорании авто следует искать скрытый умысел, поскольку не редко причиной такого явления является самовозгорание. Поэтому эксперт, работающий над восстановлением обстоятельств дела, должен хорошо разбираться в конструкции и устройстве автомобилей.

ЭБУ

Электронный блок подлежит проверке в первую очередь, поскольку коды ошибок, сохраненные в нем, могут значительно сэкономить время на поиск поврежденной магистрали электрической проводки, которая идет к тому или другому потребителю. Учитывая, что большинство пожаров происходит в двигательном отсеке, наличие знаний о размещении элементов в подкапотном пространстве важно для проведения послепожарной экспертизы.

Также не забывайте, что выпускаемые в наше время автомобили оборудованы множеством пластиковых элементов, которые после воспламенения способствуют быстрому распространению горения. В более старых моделях его гораздо меньше, поэтому всегда есть шанс быстрого самозатухания либо оперативного устранения огня.

Действия водителя при возгорании автомобиля

Если вы обнаружили первые симптомы воспламенения своего авто (выражаются в наличии пламени, дыма, посторонних запахов), следует немедленно остановиться и разомкнуть электроцепь. Затем все пассажиры должны покинуть автомобиль и отойти от ТС на безопасное расстояние для минимизации угрозы для их жизни и здоровья.

Основная задача водителя — предупредить о возможной угрозе других участников дорожного движения, чтобы избежать повреждения других ТС и обеспечить дополнительные силы для ликвидации начинающегося пожара.

Как пользоваться огнетушителем?

Для устранения пожара воспользуйтесь огнетушителем, который есть в автомобиле:

  • Сорвите пломбу.
  • Выдерните чеку.
  • Освободите шланг и направьте его на очаг воспламенения.
  • Нажмите на рычаг и приступите к тушению.

Как тушить автомобиль, с чего начать?

В первую очередь обработайте огнетушителем наружную часть автомобиля, и лишь после этого переходите к ликвидации огня во внутреннем пространстве. Возгорание обшивки салона — вторичное явление, которому предшествует воспламенение в подкапотном пространстве. Чтобы устранить огонь под капотом, откройте его замок с помощью монтировки. Крайне нежелательно браться за капот голыми руками, поскольку есть серьезный риск получения сильных ожогов. Когда пламя в данной части будет ликвидировано, нужно убедиться в отсутствии искр из проводки и течи из топливных шлангов.

Если загорелся салон, основную часть смеси огнетушителя нужно направить на его передний отдел. При этом плотно забейте пеной вентиляционные отверстия для предотвращения подпитывания огня кислородом.

Сидения заслуживают особенного внимания. В недорогих авто они наполнены полиуретаном, а он поддерживает горение и хорошо воспламеняется. Если автомобиль загорелся на стоянке либо иной открытой местности, нельзя оставлять его без присмотра даже когда пламя будет полностью погашено. Всегда есть риск повторного распространения огня, что создает угрозу для других автомобилей.

Советы профи

Желательно не садиться в автомобиль после возгорания, а вызвать эвакуатор для его транспортировки. Даже если возгорание было несущественным, не следует снова включать электроцепь и открывать подачу топлива, пока не будет установлена причина пожара.

Ссылка на основную публикацию